Найти тему
TradePractice

Будет ли второе дно и что стоит ожидать инвесторам

Динамика индекса S&P 500 в марте-июне 2020
Динамика индекса S&P 500 в марте-июне 2020

     Будет ли второе дно и что стоит ожидать инвесторам?

             5 июня индекс S&P, являющийся одним из важнейших индикаторов развития мировой экономики, вплотную подошел к уровню 3200 пунктов и даже в моменте превысил его.      Фактически можно говорить о том, что индекс вышел на уровень декабря 2019 года. 

      Российские фондовые индексы выглядят несколько менее оптимистично, но и они уже приближаются к тем уровням, с которых начали свое стремительное падение. 

            Так индекс Мосбиржи находится на уровне 2800 п.п. (напомним, что перед кризисом на пике роста он составлял 3300 п.п., а на пике падения 19 марта был на уровне 2112 п.п.), а индекс РТС торговался 05 июня на уровне 1285 пунктов (1646 пунктов на пике 20 январе и 820 пунктов на дне 20 марта). В целом российский рынок находится на уровне июля-сентября 2019 года. Общий позитив на рынках связан с новой достигнутой договоренностью стран ОПЕК и новостями о восстановлении американской экономики после пандемии Covid 2019. 

       На этом фоне нефть марки Brent на последней торговой сессии вплотную подошла к отметке 42  USD за баррель. Сегодня было принято решение продлить сделку ОПЕК и последовательно сокращать добычу нефти в июне и июле на 9.7 млн баррелей в сутки. Уже понятно, что достижение новой договоренности окажет дополнительное позитивное воздействие на рынок, и в понедельник нам следует ожидать открытия российских и американских фондовых площадок «гэпом вверх»

          В связи с этим все больше инвесторов задаются вопросом а будет ли на рынке «второе дно «и будет ли оно вообще? Для того, чтобы дать ответ на этот вопрос, проанализируем динамику котировок в период классического финансово-экономического кризиса. В соответствии с экономической теорией, ее можно условно разделить на 4 фазы.

  1. Стремительное падение котировок от пиковых значений вниз на 15-20 %, сопровождающееся паникой инвесторов и банкротством наименее устойчивых компаний.
  2. Техническое восстановление примерно на 50  %  от величины падения. При этом многие неопытные инвесторы начинают покупать рынок, полагая, что он уже восстанавливается. Эта фаза может длиться от 2 недель до нескольких месяцев.
  3. «Второе дно» Когда становится ясно, что экономика вступает в затяжную рецессию, рынки вновь обрушиваются вниз к значениям, характерным для фазы 1 или еще ниже.
  4.  Постепенное восстановление цен активов. После того, как экономика вступает в фазу оживления, начинается экономический рост, реагирует на это и фондовый рынок.

Как правило такой цикл напоминает букву  «W» и может длиться 2-3 либо даже 4 года. (Как было например в период  экономического кризиса 2008 года,  после которого рынок восстановился только к началу 2012)

       Многие трейдеры сочли текущий финансово-экономический кризис классическим и поэтому при начале восстановления котировок в апреле сделали ставку на скорое возобновление падения фондового рынка и «встали в шорт» по ряду инструментов. Однако они недооценили потенциал «бычьего» рынка и к сожалению, столкнулись с убытками. 

      С чем же это связано.

  1. Характер кризиса. Этот кризис отличается  от предыдущих финансово-экономических кризисов, ибо он начался не из за структурных  изменений в экономике, а из за внешнего влияния обстоятельств непреодолимой силы (пандемии и  политики властей). Очевидно, такой кризис имеет совершенно другую природу чем Великая Депрессия, кризис 1973, кризис 1998 или 2008 годов. Возможно, данная ситуация в чем то сопоставима с периодом Второй Мировой войны, когда внешние факторы в корне изменили существовавшие тогда модели развития экономики, а возможно мы имеем дело с совершенно уникальным явлением, не имеющим аналогов. Так или иначе, текущий кризис неорганичен, он не вписывается в  определенную экономистами периодичность кризисов. То есть при нормальном течении событий, бычий тренд должен был бы сохраняться в экономике еще по меньшей мере несколько лет.
  2. Глубина падения. В моменте индекс  S&P упал более чем на 30% (в наихудший момент кризиса 2008 года падение составило 20%). Такая ситуация может быть сравнима лишь с Великой Депрессией 1929 года, но даже тогда падение не было столь резким. Падение марта 2020 года было скорее связано с эмоциями инвесторов и паническими настроениями на рынках; оно едва ли коррелирует с теми трудностями, с которыми реально столкнулась мировая экономика. В результате многие активы были очень сильно перепроданы.
  3. Интенсивность восстановления. Дело в том, что после выхода на уровень «дна» к 20 марта, рынки начали стремительно разворачиваться и уже к середине апреля отыграли 50 % своего падения. При этом восстановление шло линейно без значительных откатов назад. Уже в 20- x числах мая, индекс S&P закрепился выше 3000 и продолжил рост. Чисто логически из этого следует вывод, что первоначальное падение было чрезмерным и потому рынок его быстро отыграл. 

        Говоря о дальнейших перспективах движения фондового рынка очевидно, что в ближайшее время «второго дна» не будет. С каждым днем все вероятнее становится  «V» образная модель развития кризиса без второго дна. Восстановившись выше психологически важной отметки 3000, индекс S&P получает мощную поддержку и дополнительный запас прочности. Поэтому если не будет серьезного негативного новостного фона, рынки продолжат рост. Новое падение возможно лишь осенью, когда по прогнозам придет вторая волна Covid 2019, но с моей точки зрения если «второе дно» и наступит, оно не будет таким глубоким как первое.  

       Классический экономический кризис напоминает сильный шторм, который длится долго и затихает постепенно, текущую же ситуацию на фондовом рынке скорее можно сравнить с цунами, которая имеет чудовищную разрушительную силу, но быстро затихает, оставляя после себя спокойное море.