В статье рассматривается один из методов автоматизации бизнес-процессов компании — роботизированная автоматизация. Приведено описание концепции данной методологии автоматизации, а также основные виды деятельности компании, в которых рекомендуется внедрять программные роботы.
В настоящее время автоматизация бизнес-процессов стала неотъемлемой составляющей бюджета любой компании. Разработка и внедрение различных информационных систем является основой современной оптимизации процессов. Однако, мир информационных технологий стремительно развивается и предлагает все новые решения по автоматизации бизнес-процессов. Одним из таких примеров являются программные средства для роботизированной автоматизации процессов (RPA или Robotic Process Automation).
Robotic Process Automation — вид технологии автоматизации бизнес-процессов компании, основанный на использовании программных роботов и искусственного интеллекта. Такие программные роботы автоматически воспроизводят простой и рутинный функционал сотрудников, взаимодействуя с интерфейсом информационной системы.
К преимуществам RPA можно отнести следующее:
- сокращение затрат и повышение эффективности выполнения операций;
- исключение влияния "человеческого фактора" при выполнении операций;
- снижение рутинной нагрузки на сотрудников и смещение их фокуса на выполнение более сложной и творческой работы;
- снижение рисков и повышение удовлетворенности клиентов.
Основные функции RPA:
- распознавание и извлечение данных (электронная почта, электронные документы и т.д.);
- анализ данных;
- преобразование и перенос данных;
- формирование документов и отчетов;
- коммуникация с клиентами (чаты, электронные письма и т.д.).
Роботизированная автоматизация может быть внедрена в действующий бизнес-процесс компании только при условии, что существует утвержденный регламент и нормативно-методическая документация процесса, входы процесса стандартизированы и действия часто повторяются, а также возможно автономное исполнение операций.
В каких процессах возможна роботизация:
- управление персоналом (подбор персонала, учет рабочего времени и т.д.);
- логистика и склад (работа с договорами и счетами, управление запасами и т.д.);
- бухгалтерский и налоговый учет (сверка бумажных и электронных документов, работа с поставщиками и т.д.);
- маркетинг (коммуникация с клиентами, контент-маркетинг и т.д.);
- управление проектами (формирование отчетности, внутренняя коммуникация и т.д.);
- ИТ (мониторинг состояния информационных систем, управление учетными данными и т.д.);
- а также в других различных процессах в зависимости от специфики и направления деятельности компании.
В завершении этой статьи необходимо отметить несколько важных вещей, которые позволят успешно внедрить программные средства RPA: внедрение RPA должно быть направлено на поддержку работы сотрудников, а не на сокращение их штата; эффективность RPA зависит от полноты содержания нормативно-методической документации по процессу; необходимо четко ставить цели, которых должна достигать роботизированная автоматизация, что поможет существенно сэкономить бюджет проекта.