Найти тему

Почему дети с РАС и другими нарушениями развития не смотрят в глаза и как можно это преодолеть

Оглавление

Взгляд в глаза - один из самых важных моментов невербальной коммуникации. Своим взглядом мы даём понять собеседнику, что мы его слушаем и нам интересно то, что он говорит.

Дети с нарушениями развития нередко имеют большие проблемы со взглядом в лицо собеседника. Особенно это характерно для детей с РАС.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Почему дети не смотрят в глаза?

До сих пор не выделены чёткие причины. Специалисты только предполагают в чём может быть дело. Есть такие версии:

1. Сенсорная перегрузка

Смотрела однажды интервью со взрослой девушкой с РАС. Она очень доступно объяснила каково некоторым аутистам смотреть в лицо другому человеку - как если мы начнем пытаться неотрывно смотреть на палящее солнце в зените.

Мимика человеческого лица меняется слишком быстро и создаёт слишком много информации одновременно. Аутисты в силу своих особенностей не могут быстро справиться с обработкой этой информации, как мы не можем справится с избытком света от солнца;

2. У аутистов лучше работает боковое, а не прямое, зрение

Эта теория предполагает, что человеку с РАС проще рассмотреть детали без прямого взгляда на собеседника и так они лучше улавливают какие-то вещи в общении, чем если будут смотреть прямо;

3. Зрительный контакт не даёт сконцентрироваться

Взрослые аутисты иногда говорят, что в детстве, когда от них требовали при разговоре смотреть в глаза, им приходилось сильно концентрироваться на удерживании взгляда. В результате в глаза-то они смотрели, только толку? Они почти ничего не слушали и не улавливали сути разговора, так как всё внимание уходило на удержание взгляда.

4. Проблемы со слуховым восприятием

А вот это общая проблема для детей с РАС и сенсорных алаликов, которые тоже часто не смотрят в глаза.

Некоторые аутисты просто не воспринимают речь как способ общения, поэтому могут не вникать в то, что говорит собеседник.

Сенсорные алалики, пока не начинают понимать речь, просто не слушают, что им говорят и по этой причине не считают нужным реагировать на обращённую к ним речь.

Стоит ли вызывать глазной контакт?

Зависит от конкретного ребёнка.

Если ребёнку "больно" смотреть в лицо, если внимание наоборот ухудшается, так как ему требуется использовать всю силу воли, чтобы не отвести глаза, насиловать глазным контактом однозначно не стоит.

Если от взгляда в глаза заметно, что ребёнок лучше слушает, концентрируется, однозначно надо работать над улучшением.

Как можно улучшить глазной контакт?

Раньше для детей с РАС применялось обучение на базе ABA, но сейчас его используют мало, так как обычно дальше тренировки дело не идет и ребёнок не начинает смотреть в глаза произвольно, а только по команде "Посмотри на меня".

Я со своим сыном ( из-за сенсомоторной алалии у нас слабый зрительный контакт сохранялся где-то до 3 лет) добилась установления зрительного контакта парой других методов.

Первый метод - это поощрение спонтанных взглядов.

Смысл в том, что в бытовой жизни наблюдаете ли вы специально за ребёнком, или просто случайно поймали его взгляд в глаза, вы должны моментально "поощрить" его улыбкой или тёплыми словами, вроде "Молодец", "Какой хороший взгляд", "Мне нравится, что ты смотришь в глаза", чтобы у ребёнка был какой-то приятный стимул, непосредственно связанный с общением.

Можно не просто ловить случайные взгляды, а увеличивать желание ребёнка смотреть вам в глаза:

  • Если ребёнок говорит, можно говорить на какие-то очень интересные для него темы;
  • Можно поиграть в прятки или в игру для малышей "Ку-ку" - ребёнок будет вынужден искать ваше лицо глазами. Но вынужден в хорошем смысле, а не через "не хочу";
  • Можно какое-то время (недолго, секунд 10) молчать и не реагировать на вопрос/просьбу ребёнка, пока он не посмотрит вам в глаза.

Эти нехитрые действия приведут к тому, что ребёнок будет чаще смотреть на вас, а вы получите возможность больше поощрять его улыбкой и похвалой за это, закрепляя зрительный контакт.

Второй метод работал у нас даже, когда сын ещё не говорил и не понимал речь. Нужно сделать своё лицо более заметным.

Если на занятиях я чувствовала, что ребёнок совсем где-то в облаках и не слушает меня, я начинала удерживать карточку, предмет или игрушку у своего лица - буквально на расстоянии 5-10 см справа или слева (как удобнее) и только тогда уже что-то рассказывала.

Сын смотрел на игровое пособие, но в его поле зрения также попадало моё лицо. Он видел, что я что-то говорю и невольно начинал хоть немного вслушиваться и больше смотреть на меня для объяснений.

В общем, методы хоть и не быстрые, но довольно простые, рабочие, требующие не специальных занятий, а обычного взаимодействия и общения с ребёнком.

Спасибо всем, кто дочитал!

Не забывайте подписываться и ставить лайк - так вы сможете видеть больше материалов по теме от меня и других авторов :)

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Как я научила сына отзываться на имя (для родителей алаликов и аутистов)

Как научить ребёнка указательному жесту (для родителей детей с аутизмом, алалией и другими нарушениями развития)

Ребёнок убегает на прогулке - как бороться? (для родителей детей с аутизмом и другими нарушениями развития)