Я уже писала про свой личный антирейтинг книг про аутизм, где 70% литературы - на пострадать. Про это я книги не люблю, я больше люблю книги про "Что делать?"
Полезных книг про аутизм чрезвычайно много, я постаралась выделить самые популярные, больше половины доступны для скачивания в Интернете (те, что я не нашла в электронном виде, помечены звездочкой*). За основу взяла список, что давали нам на курсах, но добавила своих.
ABA
Шорт-лист (понимаем, как взаимодействовать с ребенком в быту и добиться послушания)
Все три книги написаны максимально простым языком, содержат мало воды и много полезных советов, они как аптечка первой помощи для родителей, впервые столкнувшихся с РАС). Они объясняют основные принципы анализа поведения а также, как и чем можно заниматься с ребенком.
Р.Шрамм. Детский аутизм и АВА - книга даст базовые представления о поведенческом анализе, рассказывает как наладить взаимодействие с ребенком, т.н. руководящий контроль.
Брюс Л.Бейкер, Алан Дж. Брайтман. Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. Вся книга целиком и полностью посвящена обучению ребенка таким вещам, как горшок, уборка, одевание и т.п., также немного про коррекцию поведения.
М.Л. Барбера. Детский аутизм и вербально поведенческий подход*. Книга от лица поведенческого аналитика и мамы ребенка с РАС. Как наладить взаимодействие, научить говорить, влиять на поведение.
Прочие книги
Рон Лиф, Дж.Маккэкен. Идет работа*. По сути, очень качественный сборник упражнений для обучения и реабилитации детей с РАС. Есть все - от горшка до социальных игр.
Юлия Эрц, Ольга Мелешкевич. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА)*. Эта книга - дополнение к предыдущим. Я рекомендовала бы ее читать после Шрама, т.к. тут уже появляется много сложных терминов схем и графиков. Хорошо и лаконично здесь написано про разные способы обучения детей: блоки, цепочки, случайное обучение, поведенческий эффект "взрыва гашения" и правильный выбор поощрений.
С.Дж.Роджерс и др. Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом. Как научить ребенка играть и строить обучение в игровом формате. Это не совсем АВА, но метод близкий по духу, хотя и более сложный, индивидуальный и тонкий. Рекомендуется для детей младше 4-х.
Художественная литература
Кэтрин Морис. Услышать голос твой. Книга прославила АВА-терапию. Кэтрин Морис, в отличие от писательницы Кэти Летт, - реальная мама двух детей с аутизмом. В 1980-е годы, когда этот синдром еще не был на слуху, Кэтрин сумела поставить своим детям правильный диагноз, а также реабилитировать их до нормы методами и АВА и своих материнских но-хау. Несмотря на художественную форму, в книге много полезных советов, хотя некоторые методы, описанные Кэтрин, все-таки устарели. Также не все читатели верят в такой быстрый успех в реабилитации, какой произошел у этой мамы, особенно потому, что из книги мы не узнаем, как сложилось дальнейшая судьба Анн-Мари и Поля.
РЕЧЬ
Марк Сандберг. Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями VB- MAPP* Адаптированный перевод книги "The Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program (VB-MAPP) by Dr. Mark Sundberg, PhD BCBA".
Самая редкая книга. Трудно даже купить. Необходима для оценки состояния ребенка и разработки программы обучения и реабилитации. Из недостатков - слабый блок грамматики русского языка. Надо комбинировать с отечественными изданиями, а также с книгой "Идет работа".
Энди Бонди, Лирри Фрост. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (Pecs). Как научить ребенка общаться с помощью картинок. О том, нужно ли это делать, здесь. Для неговорящих детей старше 3-х лет.
Большой альбом развития речи. Батяева-Володина*. Самая обстоятельная книга для запуска речи и пополнение словарного запаса у детей. Есть два недостатка: у детей с РАС без специальных знаний так запустить речь не получится (тут эффективнее книга
Сандберга) и на каждый навык заданий довольно-таки мало. Придется искать дополнения в Интернете. Но с основами именно русской грамматики, имено в том порядке, в каком ее дают неговорящим детям, эта книга вас познакомит.
О. А. Новиковская, серия книг "Логопедическая грамматика ..." . Хороший, но не исчерпывающий сборник упражнений с черно-белыми картинками для развития речи. Продолжаем осваивать сложную грамматику русского языка.
Сенсорная интеграция и сенсорные игры
Т. Делани. Развитие основных навыков у детей с аутизмом. Простые сенсорные игры для маленьких детей.
К.С. Крановиц. Разбалансированный ребенок. Очень хорошая книга об аутостимуляциях, как они влияют на поведение и умственное развитие ребенка. Как определить сенсорные проблемы ребенка и немножко о том, как с ними бороться.
Буду рада вашей критике, дополнениям, вашим оценкам и рецензиям.