На месте парка Царицыно когда-то была деревня под названием Черная грязь. Местные жители обмазывали себя темной жижей и купились в ключе, который бил из земли. Они верили, что это помогает избавиться от всех болезней. Кто знает, возможно так оно и было. Не деревня, а санаторий.
1775 году Екатерина II объезжая окрестности своего поместья в Коломенском, попадает на огромный пруд, связанный с другим, который ещё больше. Перед ней открывается прекрасный вид на холмы, на которых высажены деревья, позже она будет сравнивать это место с раем. Усадьба принадлежит князю Сергею Кантемиру. Это та самая Черная грязь.
Она дает поручение своим подданным выкупить это место.
- Хозяин требует за землю 20 000 рублев.
- Нет, 20 000 рублев мало, я дам за него 25 000 рублев.
Торги явно не конёк императрицы, а может ей так сильно понравились эти места. Уже через 3 недели была совершена купчая. Князь Потемкин, её бойфренд, предлагает назвать это место Царицыно.
Любимый архитектор императрицы получает задание, построить увеселительную подмосковную резиденцию в мавританском или готическом стиле.
На следующий год проект Василия Баженова готов. Архитектор задумал усадьбу Царицыно как целый мир, в котором все будет выглядеть органично и ничего не будет выделяться. Он хотел сохранить эту красивую природу, разделить ландшафт на части: дворцовую, садовую и зону барбекю парковую. Это был город, где в центре стоит дворец для Екатерины и её сына Павла, а вокруг постройки для слуг, кавалерский корпус, камер-юнгерский корпус и другие павильоны. Так же в дворцовый ансамбль входят мосты, декоративные строения и кухонный комплекс. Всего около 30 построек. Неплохой заказик.
Екатерина этот проект одобрила. В начале мая началось строительство. Но к концу этого же года начинаются проблемы: не хватает материалов и финансирования. Проект, на который заложено 3 года, растягивается на 10 лет. Вот она русская классика.
Баженов выходит за рамки сметы и вкладывает свои деньги. Он берет кредиты и деньги в долг. Более того, он принимает решение о продаже своего собственного дома, коллекции картин и библиотеки, лишь бы достроить проект. Его многодетная семья стала жить в деревянном доме, рядом со стройкой. К 1784 году на Баженове числиться 15 000 рублей долгов. На нынешний курс это около 9,5 млн рублей.
Василий Иванович часто писал письма чиновникам, чтобы они выделили деньги на строительство усадьбы в Царицыно. В своих письмах Екатерине II он жалуется, что на проект выделили всего 50 000 рублей. Он вкладывает все силы, чтобы угодить монархине, но разве можно строить малыми деньгами огромное здание. Одних только штукатуров 300 человек. По договору они должны получить 8 450 рублей, а им выдали только 2 450. Когда выдадут остальные деньги никто не знает. Что же скажут они своим детям, когда придут ни с чем. Страдают все, плотники, кузнецы и печники. Он лично занимает деньги и тратить их все на строительство. Рабочие требуют деньги и не дают прохода. Не так давно он потерял своего сына, он не знает что делать и планирует покинуть Москву, чтобы лично увидеть императрицу.
Василий Баженов вкладывает много сил в этот проект. Именно тогда родился стиль "Русская готика", он был её автором. Этот стиль особо прослеживается в хлебном домике и в архитектуре мостов.
Ближе к своему приезду, Екатерина II выплачивает все необходимые деньги, через 9 лет после начала строительства.
5 июня 1785 года Екатерина приезжает в Царицыно для проверки усадьбы. Все ждали триумфа архитектора, ведь все было утверждено заранее. Но что-то пошло не так...
Приезд Екатерины случился на месяц раньше ожидаемого. Василий Иванович к этому времени ещё не успел достроить конюшню и башню с часами. Основной дворец был построен, кроме внутренней отделки. Императрица все никак не утверждала проект по внутреннему убранству.
Она заезжает не через парадный въезд. Был проезд за дворцом, где природа не так красива. Молча проходит по залам и, не сказав ни слова, уезжает.
Дворец ей не понравился. Позже она напишет в письме немецкому ученому Гримму во Францию, что дворец похож на гроб, лестницы узкие, залы маленькие, потолки низкие. В таком дворце невозможно жить.
Поговаривают, что императрица не нашла ни одного туалета. Баженов пренебрегал бытовыми удобствами в угоду красоте.
- Резиденцию разобрать до основания.
Василий Иванович был отстранен от работы над усадьбой. Он отдал на этот проект 10 лет своей жизни. Василий Иванович предложил новый проект дворца, но его не приняли. На его место поставили его ученика, Матвея Казакова. Это был сильный удар.
Новый архитектор меняет только большой дворец, все остальные постройки остались нетронутыми.
В 1787 году начинается война с Турцией. Денег выделяется всё меньше. В 1790 году Екатерина II приказывает Казакову сворачиваться и паковать чемоданы. Новый архитектор убирает пилу и прекращает строительство главного дворца, так и не успев достроить четвертый этаж. Дворец остается без нарядных шпилей и без парадного зала на 3 этаже, с серой крышей. В скоре умирает сама императрица, ей так и не удалось пожить в этом дворце.
Самый главный вопрос, почему же Екатерина не приняла работу своего архитектора?
Причины такого решения называют разные. Возможно, за 10 лет ей уже разонравился готический стиль и этот дворец ей был не по кайфу. Она стала увлечена постройкой нового дворца "Пелла" на берегу Невы (территория г. Отрадное, Ленинградская область).
Кто-то говорит, что это из-за того, что Василий Баженов был масоном, и оставил много символов в своих постройках. Но Екатерина Великая знала о его масонство уже давно и более того утверждала сама все чертежи. Каждый рисунок она получала письмом, будучи в отъезде.
Так же была версия, что Василий Баженов имел связь с цесаревичем Павлом, которого масоны хотели видеть на престоле. Екатерина II могла проявить свой страх перед готовящемся заговором. Она не хотела отдавать власть своему сыну Павлу, видела в роли царя своего внука, Александра. Но могло ли это стать причиной разрушения такого дорого проекта? Или это знак Василию Баженову, чтобы его пресечь или теперешняя неприязнь к масонам? Остается только догадываться.
Василий Иванович Баженов, великий русский зодчий, который получил образование в Европе. Отказался быть придворным архитектором во Франции, потому что любил Россию и хотел прославить родную Москву. Он настоящий фанат и поклонник своего дела. Он не жалел денег, часто просчитывался со сметой и был из-за этого всегда в долгах. Мыслил прогрессивно для своего времени и был одним из лучших архитекторов в Европе. Екатерина II это прекрасно знала.