Первый документ, с которым все мы сталкиваемся при рождении, это свидетельство о рождении, которое выдаёт отдел Записи Актов Гражданского Состояния. Система органов ЗАГС была введена на территории бывшей Российской империи большевиками в 1918 году. В системе ЗАГС учитываются важнейшие события в жизни человека: рождение, бракосочетание, расторжение брака и смерть. О каждом из этих событий выдаётся свидетельство установленного образца, либо справка.
Первоначально все события отделы ЗАГС записывали в толстые тома - книги записи актов гражданского состояния. Содержание каждой записи варьируется в зависимости от региона и эпохи, но в целом везде указываются участвующие лица, место и дата события. В настоящий момент книги уже не используются, в некоторых регионах сведения из них перенесли в компьютерную базу данных. За первое десятилетие существования СССР, 20-е годы ХХ века, записи чаще всего не оцифрованы, поиск по ним затруднён.
ЕДИНОЙ БАЗЫ ДАННЫХ ЗАГС ПО СТРАНЕ НЕТ (и вряд ли будет). Некогда проект такой на базе ФНС озвучивался, дальше озвучиваний процесс пока не продвинулся. Поэтому, чтобы восстановить какое-то из свидетельств, вам придётся найти, в каком ЗАГСе лежат эти данные, написать заявление, оплатить пошлину... И это в лучшем варианте, если на данный момент орган ЗАГС на территории России. А если это одна из стран бывшего СССР, как Казахстан или Украина, запрос будет пересылаться через Министерство юстиции, и занимает этот процесс несколько месяцев.
Кроме того, справки и свидетельства из отделов ЗАГС могут получить лишь те, на кого они были составлены. Если же их уже нет в живых, необходимо подтвердить своё родство с людьми, фигурирующими в документах. Если, например, ваша бабушка не может сама сходить в ЗАГС и взять справку, нужна нотариально заверенная доверенность от неё на ваше имя.
До ЗАГСов эти функции исполняли религиозные учреждения различных конфессий – православных, лютеран, католиков, магометан и других, а также органы МВД (в случае старообрядцев-беспоповцев), которые вели метрические книги. ЗАГСы стали вести свои книги записи актов гражданского состояния. Велись они в двух экземплярах: одна книга хранилась непосредственно в месте регистрации, вторая в вышестоящем, областном ЗАГСе (и этот принцип сохраняется до сих пор).
В разные исторические периоды наполнение книг менялось от кратких справок до подробных записей. В целом, ЗАГСы выдают документы трёх видов: свидетельство (первичное), повторное свидетельство или дубликат (все последующие разы), а также архивную справку (более подробную). Все три вида документов имеют одинаковую юридическую силу.
Есть еще такая интересная особенность: справки о фактах изменения гражданского состояния, которые произошли до 1918 года, также выдавались ЗАГСами, так как у них находились (и в некоторых регионах находятся до сих пор) метрические книги. Это можно увидеть по записям в самих метрических книгах. Кроме того, в некоторых оккупированных в период ВОВ регионах актовые книги были уничтожены, а восстанавливались записи в них на основании предоставленной гражданами (часто в устном виде) информации.
Печально, что система ЗАГС работает по каким-то своим, особенным законам. Про доступ к персональным данным старше 75 лет там не знают, документы в архивы практически не передают.
Как получить информацию из системы ЗАГС на умершего человека? Его ближайший потомок должен заполнить заявление и оплатить пошлину. Для повторного свидетельства пошлина 350 рублей, для справки – 200 рублей. Заявление нужно подать либо в ближайший к вам отдел ЗАГС, либо направить в ЗАГС, где хранится книга с нужной актовой записью (почтой России либо по электронной почте). В заявлении вы указываете отдел ЗАГС, где будете забирать ответ. Заявитель приходит туда с оригиналами документов, подтверждающих родство, и забирает справку либо свидетельство.
Система ЗАГС в настоящее время готовится к изменениям, которые должны одновременно и упростить, и усложнить работу с ней. Посмотрим, как этот процесс будет выглядеть через пару лет.
#генеалогия_источники