За 4 года в университете я выучил 2 вещи: слово «Меркантилизм» и что Конкуренция это хорошо. Вообще говоря, да. Конкуренция стимулирует предпринимателей к развитию своего бизнеса, заставляет их повышать качество предоставляемых товаров и услуг, создает благоприятные условия для инноваций и так далее. Вроде все здорово и вмешиваться в рыночную экономику не стоит, там невидимая рука Смита все сама наладит, а государство, исполняющее роль ночного сторожа, проследит чтобы все было «Чики-Пуки». Кайф же, нет? Но, разве кто-то отменял золотое правило жизни «Слишком заебись -тоже хуево!»?
Давайте будем честны. Российская экономика (правильнее будет сказать «власть», но меня за это посадят) ориентирована на крупный бизнес и кладет здоровенный железобетонный болт на представителей малого и среднего предпринимательства, которые в развитых и развивающихся странах являются опорой всей экономики и составляют от 50 до 80% в ВВП (в России 21,9%, чуть-чуть не дотягиваем).1
Помню как на одной из лекций профессор высмеял меня за то, что я предложил термин «Гиперконкуренция» (по аналогии с гиперинфляцией) и сказал что конкуренция должна регулироваться, дабы не утопить нахер весь сектор экономики и дать возможность предпринимателям развиваться и зарабатывать. В ответ я получил взгляд, в котором читалось «ну ты и дибил…», и все оставшееся время мы слушали о невидимой руке рынка, ночном стороже, саморегулировании экономики и так далее. Мне кажется, что это все утопия, однако вполне имеет место быть в каких-то странах, где рыночная экономика состоялась давно, совершенствовалась и развивалась, но не в России. Нет. Мы взяли рыночную экономику уже готовую, но не адаптированную под нас! Это все равно что установить Windows 10 на ноутбук 2000 года выпуска- запустится, но будет дико тормозить и лагать, а потом будет перегружать сам себя и сломается, а экономически неграмотное население нашей необъятной, словно вредоносная программа без антивируса, будет медленно, но верно догрызать систему изнутри.
Рыночную экономику в России нужно еще много лет воспитывать и учить уму-разуму, сейчас же ее можно сравнить с 3 летним ребенком, который управляет переполненным пассажирским лайнером, на высоте 10000 метров. Объясняю:
До конца 20 века в голову населения нашей страны вдалбливали, что рынок это плохо и нечего вам туда лезть, потом мы резко меняем курс на РЭ, а люди стоят в непонятнках, без понимания системы, без необходимых знаний и навыков, как говорится: «По ходу дела разберемся». Естественно, многие захотели попробовать себя в бизнесе и на пустом рынке у них это получалось, пошла прибыль, потом сверхприбыль, потом появились конкуренты, которые заставляют предпринимателей придумывать что-то новое или просто поднять качество своих товаров и услуг, чтобы выделиться на фоне остальных бизнесменов, удержать клиента и привлечь новых. Все круто, все здорово. Но! Плавно подходим к теме всей статьи. Спрос на схожие товары и услуги эластичен, но не безграничен! Рынок чистой конкуренции не может существовать вечно, это утопия, он рано или поздно начнет трансформироваться в классический вариант олигопсонии (2), а затем начнет стремительно деградировать и разрушаться, оставляя предпринимателей даже не в нуле, а в огромном минусе.
Экономическая необразованность ведет к стадности предпринимательской деятельности, а это крайне негативно сказывается на всей экономической системе. Проще всего объяснить на примере:
Сергей Петрович решил стать предпринимателем, взял кредит в банке и открыл небольшую пекарню у одной из станций метро, высокий уровень проходимости места гарантирует успешность данного проекта, т.к. В час мимо этой пекарни проходит около 1000 человек и каждый 10 становится клиентом и осуществляет покупку на 100 рублей. 100 человек в час, 8-ми часовой рабочий день, следовательно выручка предпринимателя составляет 80000 рублей в день, из которой он в дальнейшем извлекает прибыль, выплачивает налоги и кредит в банке, включая проценты. Вся система развивается, все хорошо. Дальше пошла конкуренция. Сосед нашего героя, увидев успешность пекарни, решил также стать предпринимателем и тоже открывает пекарню недалеко от той же станции метро и делит тот же самый пешеходный трафик, а соответственно и клиентов с первым бизнесменом и выручка у них теперь составляет по 40000 рублей в день, аренда, кредит и налоги также оплачиваются, но прибыль стала меньше и предприниматели начинаю вносить изменения в ассортимент и качество продукции с целью выделиться на фоне конкурента и увеличить объем выручки. Здесь отражается вся прелесть утопичного рынка чистой конкуренции- все развиваются, все довольны. Идем дальше.
Посмотрев на первых двух предпринимателей, у многих начинает срабатывать стадный инстинкт «У них пошло, и у меня пойдет!», и по всему городу начинает открываться все больше и больше подобных пекарен, вплоть до того, что в одном здании их бывает по 2-3 штуки. Поток потребителей делится на всех участников предпринимательской деятельности в разных долях (кто-то хуже, кто-то лучше), но в среднем, объем выручки уменьшается у всех. Со временем получается так, что не смотря на все старания предпринимателей, клиентов на всех нахватает, предложение сильно превышает спрос, следовательно объемы выручки и прибыли стремятся к 0, но при этом сохраняются постоянные расходы на оплату аренды помещения, коммунальные платежи, кредит в банке, заработная плата сотрудников и т.д. Государство остается без налоговых отчислений и рабочих мест, которые могли бы быть созданы предприятием, банки без процентов, а предприниматель без прибыли и с долгами. Можно подумать, что таким образом работает та самая невидимая рука, которая убираем с рынка слабых игроков и регулирует баланс в системе. Но нет. На месте выбывшего субъекта предпринимательства тут же появляется другой, а то и целых 2… «Слабоумие и отвага!», и все повторяется до тех пор пока весь сектор экономики не вымрет ввиду исчерпания спроса. Не важно какой вид деятельности: товары, производство, сфера услуг- спрос везде ограничен и предложение должно регулироваться государством. Субъекты малого и среднего предпринимательства очень редко имеют стартовый капитал, которого хватит на то, чтобы открыть сразу несколько единиц своей деятельности, чтобы сверхприбыли одних покрывали убыточность других, тем самым выравнивая общее положение дел. Более того, иногда бывает так, что более крупные предприятия вторгаются на рынок и вытесняют субъекты МСП, лоббируя свои интересы через органы государственной власти и просто доят рынок, без какой-либо мотивации к развитию, инновационной деятельности и поражению нового спроса, а спрос, повторюсь, ограничен.
Одним из путей решения указанной выше проблемы может быть ограничение количества однотипных организаций по локальному признаку органами гос. регулирования, но это уже другая история.
Я за то, чтобы МСП плодилось, множилось и развивалось, но для успешной деятельности таких субъектов необходимо крайне грамотно и аккуратно подходить к выбору вида деятельности и месторасположению бизнеса, а не открывать 30 однотипных организаций на одной улице, только тогда это будет здоровая конкуренция, развитие и рост, налоги в бюджет, кредитные организации без дыр из-за разорившихся клиентов и успешные предприниматели, занимающие большую часть в ВВП.
Сноски:
1. Данные за 2017 год. Росстат.
2. Олигопсония- рыночная система, в которой много продавцов и ограниченное число покупателей, при том что количество первых может постоянно увеличиваться, а численность вторых может оставаться неизменным или уменьшаться.
P.S. Сноски оформлены не по по правилам по двум причинам:
- Для простоты и легкости понимания
- Мне лень.