Возможности
Обратимся к статистике:
По данным Росстата:
- В течение 2019 года в России побывало 24,5 миллиона иностранных туристов. Только из Китая в страну приехало почти 2 миллиона человек;
- Прибыль туристической отрасли за тот же 2019 год составила более 300 миллиардов рублей (около 5 миллиардов долларов США) и выросла по сравнению с показателями 2018 года более чем на 4%;
- Валовая добавленная стоимость туристической отрасли в 2018 году составила 3,680 триллиона рублей (около 62 миллиардов долларов США) и выросла по сравнению с показателями 2017 года более чем на 7%;
Все эти данные свидетельствуют о огромном размере туристического рынка России и о том, что этот рынок продолжает расти.
Инвестиции в туристическую инфраструктуру характеризуются высокой капиталоемкостью, большой долей в общем объеме инвестиций основных средств (здания, земля, оборудование, коммуникации), достаточно длительными сроками возврата инвестиций и длинным плечом выхода на точку безубыточности. В то же время, туристическая инфраструктура привлекает инвесторов надежностью вложений, стабильностью потребительского спроса, высокой маржинальностью данной деятельности.
В России на данный момент представлено большое количество объектов туристического назначения, выставленных на продажу или находящихся в поиске инвестиций. Это отели, санатории, дома отдыха и пансионаты. Большинство из них требует серьезного ремонта и обновления материально-технической базы.
В категории отелей наиболее перспективными по географическому месторасположению являются объекты, находящиеся в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге, в Казани, в Екатеринбурге, во Владивостоке, в Калининграде, в Самаре, в Красноярске, в Иркутске и в Хабаровске.
В категории мест для отдыха и туризма наиболее перспективными по географическому месторасположению являются объекты, находящиеся в Краснодарском крае, Крыму, на Алтае, в Астраханской области, на Камчатке и в Калининградской области.
В категории мест для санаторно-курортного отдыха и лечения наиболее перспективными по географическому месторасположению являются объекты, находящиеся Краснодарском крае, Крыму, на Алтае и в Ставропольском крае.
Трудности
Основными проблемами привлечения инвестиций в туристическую инфраструктуру России являются:
- высокая капиталоемкость требующихся инвестиций, потребность в крупных единовременных вложениях инвестиционных средств;
- отсутствие у собственников объекта, находящихся в поисках инвестора, четкого представления о перспективах развития бизнеса и качественно оформленных документов, необходимых инвестору (бизнес-планов, заключений аудиторов, сертификатов оценки основных средств и т.д.)
- неправильно выбранное место для размещения объекта;
- отсутствие у собственников объекта, находящихся в поисках инвестора, документально подтвержденного «бэк-граунда» бизнеса, невозможность документально подтвердить прибыльность, величину ранее полученных финансовых поступлений от клиентов, существенные расхождения между данными официальной отчетности и данными внутреннего учета;
- нахождение объектов, требующих инвестиций, в регионах, проблемных с точки зрения юрисдикции и международных санкций. Например, в таком регионе, как Крым;
- большое количество устаревших объектов, построенных более 40-50 лет назад, не отвечающих современным требованиям, требующих сложной и дорогостоящей реконструкции;
- административные сложности, сложности прохождения бюрократических процедур связанных с регистрацией прав собственности на объекты коммерческой недвижимости и подтверждения назначения коммерческих земельных участков;
- сезонность бизнеса, серьезно сказывающаяся на доходности, особенно в курортных регионах.
Преимущества
Основными преимуществами инвестирования в российскую туристическую инфраструктуру являются:
- большой выбор объектов инвестирования;
- низкий уровень операционных затрат, складывающийся из недорогих цен на коммунальные услуги, низкого уровня зарплат персонала, небольшой стоимости текущего ремонта и поддержания работоспособности объектов;
-- высокая маржинальность бизнеса. В зависимости от уровня объекта, региона и фактора сезонности операционная прибыль может превышать операционные расходы в несколько раз;
- стабильность и прогнозируемость спроса;
- высокий уровень предсказуемости бизнеса, возможность формирования потоков постоянных клиентов;
- надежность инвестиционных вложений;
- существующие в России государственные программы развития туристического сектора экономики, предусматривающие целый пакет льгот и мер поддержки для инвесторов.
- возможность государственного софинансирования инвестиционных проектов в сфере туризма.
Резюмируя сказанное, хочется добавить, что когда пандемия закончится, насидевшееся по домам население планеты будет иметь огромную потребность в путешествиях и туристическом отдыхе. Прогнозируемый спрос на услуги в сфере туризма позволяет инвесторам в эту сферу смотреть в будущее уверенно и с оптимизмом.
Sergey Tyurenkov
Lawyer and investment consultant, PhD in law, your commercial agent in Russia
Personal website: http://www.tsv-horeca.com/ Corporate website: http://en.touracademy.pro/
LD: linkedin.com/in/tsv-horeca FB: https://www.facebook.com/tsv.horeca
VK: https://vk.com/tsv.horeca Phone/Viber/WhatsAp: + 79033245215
E-mail: tsv-horeca@mail.ru