Найти в Дзене

5 ключевых элементов стратегии

Оглавление
Источник: unsplash.com
Источник: unsplash.com
Сегодня много говорят о стратегии. Недавно наткнулся на ёмкую и содержательную видео-лекцию очень сильного методолога, занимающегося прогнозированием, написанием стратегий и сценарным управлением, Сергея Переслегина.
Я не поленился и законспектировал. Оставлю это в блоге. Очень конкретная и полезная информация для тех, кто собрался разработать стратегию. Да и для обычной жизни очень применимо… Читайте.

Для того чтобы разрабатывать стратегию, сначала нужно описать контекст ситуации, в которой вы находитесь. Нет решений вне контекста. Предположим, что контекст у вас уже есть. Можно начинать стратегировать.
Существует всего пять базовых принципов стратегии. Они известны с незапамятных времен. С этими принципами нужно обязательно соотноситься.

Первый принцип: «минимизировать расход критического ресурса» (тот, которого нет или которого мало, или тот, расходование которого по каким-то причинам невозможно или крайне нежелательно).

Чаще всего это могут быть деньги, кадры, время. Иногда — связность, язык, культурный код.
Стратегия должна быть такой, чтобы критический ресурс уменьшался медленно, лучше, чтобы не уменьшался совсем, а в редких случаях — даже увеличивался.

Второй принцип: «принцип обреченности»

«Нагрузка на операцию» (сколько вы хотите выиграть), умножить на «риск» — всегда меньше единицы. Важно понимать, чем мы рискуем и какова степень риска. Стратегия — всегда азартная игра. Рассчитывать на обязательный 100% успех никогда нельзя.

Третий принцип: «принцип наименьшего действия»

Чтобы добиться цели, нужно двигаться в пространстве, неконтролируемом противником. Неодушевленный противник ведет себя так же, как одушевленный. Вы можете работать с ним так же, как работали бы с живым врагом. Всегда нужно думать о том, что такое пространство «неконтролируемое противником».
Это вопрос о стратегическом маневре: как делаем? За счет чего мультиплицируем ресурсы? За счет чего выигрываем? Какие у нас в запасе есть хитрости и двухходовки? Это и есть «концепт стратегии».

Четвертый принцип: «принцип двух слабостей»

Если у противника на две нескомпенсированные слабости больше, чем у вас, вы выигрываете. И наоборот. В этом случае все делаете простыми техническими средствами. Если слабости отличаются на одну, то технически выиграть нельзя, и придется думать (см. третий принцип).
Слабостью может быть отсутствие денег или других ресурсов, географическое положение, отсутствие кадров или состав населения, очень редко — культурный код.
Очень важный вопрос стратегии: каковы наши слабости? Об этом думать неприятно, но стратег всегда это должен иметь ввиду, как прикрывать их так, чтобы не оказалось две или более неприкрытых.

Пятый принцип: «принцип сходимости»

Придуман в конце двадцатого века. Ваша стратегия должна срабатывать при всех возможных сценариях развития событий (необязательно оптимальным образом).
Ответив на всю эту группу вопросов, можно создавать стратегию. Стратегия должна иметь название. Название должно быть содержательным и отвечать на вопрос: а почему это ваша стратегия?

Нужно при реализации стратегии учитывать динамику ее развития.
Динамика описывается s-образной кривой стратегии, где по оси Х: время или иные затраченные ресурсы, а по оси Y: эффективность операции.
Операция начинается с того, что вы что-то тратите и ничего не получаете. Начальный этап реализации стратегии всегда затратный. 99% стратегий, которые делаются в мире, на этом и заканчиваются.

Затратный этап проходит, деньги кончились, что дальше—делать не совсем понятно. А может и терпение кончилось, это тоже важный момент.
После периода затрат начинается
этап неустойчивости. Когда ваша стратегия входит в зону неустойчивости, у вас каждый день новое сообщение. То кажется, что все идет хорошо, то кажется, что все идет ужасно. На самом деле, если вы вошли в зону неустойчивости, вам нужно подождать совсем немного. В сражении — это часы. В войне или мирной стратегии — дни. Их надо перетерпеть.

Далее стратегия переходит в стадию нарастания, и у вас возникает эйфория и ощущение, что так будет всегда. А так будет не всегда. Стратегия имеет фазу насыщения, фазу завершения. В этот момент нужно останавливаться и ресурсы дальше не тратить. Дальше нужна следующая стратегия.

Никогда нельзя предсказать, сколько времени у вас займет затратная фаза, и какой выигрыш вы получите в фазе нарастания. А главное — нужно понять, по каким признакам вы сделаете вывод, что вы находитесь около зоны насыщения, и вам нужна следующая стратегия. Для этого вам нужны «стратегические ориентиры». Это то, что вы можете мерить (не всегда в числах) и сравнивать полученные результаты.

Смотреть видео: