Найти тему
About everything

В России новый бум банковского мошенничества по телефону. Как не попасться?

Преступники действуют по проверенным схемам, но выглядят убедительно за счёт профессионального сленга и нескольких уловок
Преступники действуют по проверенным схемам, но выглядят убедительно за счёт профессионального сленга и нескольких уловок

Мошенники уже давно пользуются социальной инженерией: например, выдают себя за сотрудников банков, чтобы обманом узнать у клиентов SMS-коды для переводов или номера карт. Но летом 2019 года в России, похоже, началась новая волна телефонного мошенничества, которую отличает более массовый подход с упором не только на крупнейшие банки, но и на небольшие сервисы.

Злоумышленники используют маскировку номеров под официальные номера банков, заранее узнают личные данные о «клиентах» и работают целыми командами. Как можно от них защититься и что предпринимают банки.

В банках знают о проблеме и стараются предупреждать клиентов

Представители Сбербанка сообщили об увеличении звонков от телефонных мошенников. В банке отметили, что в последние годы таким способом у клиентов крадут средства чаще всего и напомнили о странице со способами защиты от социальной инженерии. В соцсетях Сбербанк предупреждал клиентов о телефонных мошенниках только в феврале 2019 года.

В последние годы социальная инженерия стала одной из самых острых проблем для клиентов российских банков: по данным Сбербанка, её доля в общем объёме мошенничества в отношении клиентов достигла 88%. Всем клиентам следует соблюдать простые правила: никому, в том числе сотруднику банка, нельзя называть полные реквизиты карт, ПИН-код, CVC-коды, одноразовые пароли для подтверждения операций. В такой ситуации нужно прекратить разговор и перезвонить в банк по его официальному номеру (в Сбербанке это короткий номер 900).
пресс-служба Сбербанка
-2

ВТБ также зафиксировал рост мошенничества по телефону, но не среди своих клиентов. Представители банка пояснили, что компания отслеживает все случаи мошенничества и рассказывает клиентам о способах защиты от мошенников в том числе на официальном сайте.

Исходя из имеющейся у нас информации о регистрации преступлений по таким фактам в г. Москве, начиная с июля 2019 года резко уменьшилось количество обращений клиентов ВТБ, с одновременным пропорциональным увеличением количества обращений клиентов других банков. ВТБ ведет активную разъяснительную работу, для чего направляет клиентам сообщения, повышающие их финансовую грамотность. Проводится сбор сведений о телефонных номерах, используемых мошенниками, с целью их последующей блокировки пресс-служба ВТБ
-3

В «Райффайзенбанке» рассказали, что регулярно предупреждают клиентов, чтобы те никогда не сообщали одноразовые коды из SMS третьим лицам. Представители банка не пояснили, зафиксировали ли в организации рост случаев телефонного мошенничества, но напомнили о странице с правилами безопасности на сайте.

-4

В «Тинькофф Банке» рассказали, что не зафиксировали всплеск мошенничества. При этом компания регулярно предупреждает клиентов в «Историях» в приложении, а также через издание «Тинькофф-журнал».

-5

Деньги вернуть не выйдет

В случае телефонного мошенничества вернуть деньги не получится. Банки не возвращают средства, потому что не могут различить действия клиентов и мошенничество: для этого суд должен установить виновных, а полиция не в состоянии их найти . Ч

Как обезопасить себя и близких?

  • Главное правило — никогда не говорить незнакомым людям никаких личных данных по телефону, особенно SMS-коды или номера банковских карт.
  • Сотрудники банков, даже в крайних случаях, не спрашивают эти данные, а по телефону обычно лишь о чём-то уведомляют или просят подойти в офис.
  • Мошенники могут заранее добыть часть личных данных для убедительности.
  • Чтобы усложнить им работу, лучше не указывать настоящий номер телефона и не расплачиваться основной картой на малоизвестных сайтах.
  • Не называйте мошенникам св под любым предлогом.
  • Для онлайн-покупок можно завести отдельную SIM-карту и виртуальную банковскую карту — такая возможность есть практически у всех крупных банков, а также у многих платёжных систем вроде «Яндекс.Денег».
  • Безопаснее всего не держать на такой карте деньги постоянно, а пополнять под определённую покупку.
  • Кроме того, виртуальную карту всегда легко закрыть и открыть новую.

Соблюдайте эти правила и будьте осторожны!

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить не менее интересные и полезные статьи!

Возможно, Вам будут интересны другие мои статьи:
1.
Как запомнить выученный материал
2.
10 вещей отрицательно влияющих на мозг