Найти тему

Как Русь стала преемницей Византии, а Иван III получил прозвание Грозного

Брат последнего императора византийского Фома доживал свои печальные дни в Риме, не желая искать милостей у турецкого султана. В Риме его почитали за то сокровище, которое он привёз: главу апостола Андрея Первозванного. Реликвию поместили в соборе Святого Петра и мощам этим поклонялись.

Софья Палеолог. Реконструкция по черепу С. А. Никитина
Софья Палеолог. Реконструкция по черепу С. А. Никитина

После Фомы остались два довольно-таки непутёвых сына и их сестра Софья — девица, по отзывам современников, одарённая красотой и умом. Папа Римский Павел, к немалому удивлению окружающих, среди множества кандидатов в женихи обратил внимание на московского князя, к тому времени овдовевшего и, по слухам, долетавшим издалека, владевшего несметными богатствами и множеством подданных. Победы над Ордой тем слухам благоприятствовали, а папа подбирал союзников против Магомета — султана турецкого, который уже всю Грецию заполонил и к Италии подбирался. К тому же папа надеялся Русь в римско-католическую веру обратить. Кому не ведомо: ночная кукушка дневную перекукует, муж голова — жена шея: куда повернёт, туда и голова смотрит. Авось разумная Софья — Зоя Палеолог — Московию к подножию престола приведёт. Ведь воспитывалась она в Риме!

И отправился гонец грек Юрий с письмом, в котором превозносились достоинства невесты. Лестным было это предложение для князя, и не только потому, что невеста была молода, красива и умна: для государей это дело пятое. Главное — это была поросль византийских императоров, а потому и Русь как бы становилась правопреемницей павшего Царьграда. Вот что ценно было.

Иван III Васильевич. Гравюра из «Космографии» А. Теве, 1575 год
Иван III Васильевич. Гравюра из «Космографии» А. Теве, 1575 год

Теперь уже русский посол отправился в Рим и вернулся с живописным портретом цесаревны Зои и охранными грамотами для обратного проезда с невестой. Через три года в Риме папа Сикст IV на торжественном собрании кардиналов объявил о посольстве великого князя Московского. Кардиналы брак одобрили, и невеста отправилась в путь. Правда, было тут и лукавство посла московского Ивана Фрязина, заверявшего, что Русь готова к воссоединению Церквей. Потому во главе поезда царевны несли латинский крест, а в свите присутствовал кардинал католический.

С честью встретила царевну Софью русская земля. Историк Соловьёв пишет в третьем томе «Истории государства Российского»:

«Перед Псковом была ей также честь большая: вышли к ней навстречу священники с крестами и посадники».

Приняв благословение, пошли в Троицкий собор, а потом на княжий двор,

«где опять посадники, бояре и весь Псков потчевали её вином, мёдом, всякими кушаньями и всех приятелей её и слуг, кормили и коней; потом все посадники, бояре и купцы дарили её, чем кто мог, а от всего Пскова поднесли 50 рублей деньгами»...
А.М. Васнецов. Московский Кремль при Иване III. 1921. Музей истории и реконструкции города Москвы, Москва
А.М. Васнецов. Московский Кремль при Иване III. 1921. Музей истории и реконструкции города Москвы, Москва

Ну а уж там и до Москвы недалеко. Свадьбу сыграли пышную. Однако кардинала католического в спорах о вере посрамили и воссоединяться с католической церковью не стали. Но порядки в Москве после свадьбы сильно переменились. Словно на высокую ступень императорского престола теперь московский князь поднялся, преемником великой Византии себя ощутил. А такая уверенность в себе дорогого стоит! Теперь он уж не просто старшим в княжеском роде был, а единовластным государем, с которым никто и подумать ровняться не мог. и потому Иоанн III Московский получил прозвание Грозного. Не всем это нравилось, да ослушников ныне по одному слову князя ждала плаха. И все эти перемены историки приписывают влиянию Софьи, так же как окончательный разрыв с Ордой. Ну да после Великого Стояния на реке Угре в 1480 году уже никогда Москву своим улусом — частью подчинённой — не считала.

Нонна Яковлева

Книги для семейного чтения: «Жемчужное ожерелье Северной Руси» , «Русь златоглавая», «Держава Московская», «Путешествие в культуру. По дороге к храму», «Русская икона»