Найти тему
Банки Сегодня

О раздаче денег населению, карточной системе и девальвации рубля.

Чем только не будоражат людей наши ответственные и не очень работники. Вот в последнее время шёл разговор о раздаче населению денег – просто так, с вертолёта разбрасывать. В этом вопросе одну из точек поставила глава Центробанка Эльвира Набиуллина. Увеличение Центробанком эмиссии приведёт к всплеску инфляции и повторению ситуации 1990-х годов, предупредила она. По её словам, прямая помощь россиянам должна выделяться только из бюджета.

«Никто в мире ещё не применяет эти меры – все обсуждают, но никто не применяет эти меры «вертолетных денег», когда центральные банки печатают деньги и раздают их всем. Но даже если представить, что мы, как Центральный банк, напечатаем деньги и раздадим их по нулевой ставке, к чему это приведёт? Я напомню 1990-е годы. Это приведёт к взрыву инфляции, и люди, которые получат эти денежные знаки... На них тяжело будет что-то купить, потому что все эти выплаты будут обесценены ростом цен. Это неизбежно в такой ситуации», — сказала Набиуллина.

Власти России могли бы разбрасывать деньги с вертолета, если бы рубль был мировой резервной валютой, заявил министр финансов РФ Антон Силуанов в одном из интервью. По его словам, нужно не раздавать деньги всем подряд, а оказывать помощь бизнесу в сохранении работников и гражданам в оплате первоочередных расходов на питание, жилье и кредиты.

«Если бы мы печатали резервные валюты, можно было бы и с вертолёта деньги разбрасывать, потратить триллионы рублей. Но ведь задача не соревноваться, кто больше потратит, а помочь тем, кто в первую очередь нуждается в поддержке»,сказал министр финансов.

Разговор граждан, подслушанный с балкона.

Под балконом у меня хлебная лавка одного из известных и популярных производителей. Очередей, разумеется, в связи с последними событиями, не наблюдается, но по утрам, до открытия, пара-тройка особо нетерпеливых – или любящих посвежее – собирается. Это, конечно, дамы – и дамы постбальзаковского возраста. Утром в лавке завоз, и побаловать себя и семью горячим хрустящим калачом, кажется, пока не возбраняется. Стесняться таким дамам нечего, и уровень децибелов они не контролируют.

– Вы слышали, деньги обещали с вертолёта просто так разбрасывать,– сочетание понятий «деньги» и «просто так» не могло оставить меня равнодушным, и я, прикуривая утреннюю балконную сигарету, начал прислушиваться. Дама, начавшая разговор, обращалась как бы ни к кому. И одновременно – ко всем, включая тех, кого не видела. Например, меня.

– А потом эти обещания, как всегда, просто болтовнёй оказались. Вот наши чиновники уже объяснили, что так нельзя почему-то.

– Не почему-то, а из-за девальвации,– подхватила ещё одна дама.– Будет много денег, и спекулянты, а они сейчас везде, и в магазинах, и на рынке, сразу цены повысят. Это в наше время на них управа была, сейчас они все у власти…

– А вот казахи своим ветеранам по миллиону теньге выдают, – в интересную беседу вступил мужик пенсионного возраста, впрочем, может и предпенсионного, сейчас некоторые до пенсии и не доживают.– А это, как говорят, две с половиной тысячи долларов. У них что, девальвации вашей не бывает?

– Да у казахов ветеранов-то, считай, по одной руке пересчитать можно,– вторая дама явно обрадовалась тому, что тема, ею поднятая, получила развитие.– Да и у нас тоже. Годы ведь идут, и люди не вечные…

– Так об этом и речь,– первая дама явно расположилась отстаивать отвергнутую даже в самых высоких сферах точку зрения.– Пусть хотя бы нам, старикам, на продукты да лекарства раздали. Нас ведь немного, где мы и где девальвация. Лекарства сколько стоят! Сейчас ведь, хоть и корона эта везде, а другие наши болезни никто не отменял и не вылечил разом!

– А слышали,– мужик, видно, вспомнил молодость,– говорят ещё, карточки выдавать начнут, как в прошлые времена. Вот пускай повыдают продуктовые там, лекарственные карточки – и деньги тратить не придётся. И никакой девальвации!

– Вот говорите, сами не понимаете, о чём!– прогрессивная вторая дама почему-то разгорячилась.– Да чем эти карточки от живых денег отличаться будут? Как мой внук говорит «то же, только в профиль».

Дамы рассмеялись, а мужик, похоже, смутился почему-то. Тут лавку открыли, и интересная беседа сменилась процессом покупки. Свежего хлеба. А я, докуривая сигарету, подумал: ведь именно так, именно с такими аргументами обсуждали эти вопросы в той же Госдуме… В тех же минфине и Центробанке. В чём же тогда разница между, например, министром и дамой постбальзаковского возраста? Лишь в высоте кресла?