Найти тему
Банки.ру

Почему доллар еще хуже, чем вклад

Как вы будете готовиться к следующему кризису, спросили мы недавно читателей. Что они ответили? Правильно. Покупаем доллары.

Тоска. Никакой новой национально-инвестиционной идеи за двадцать лет.

Давайте посчитаем. Делов на пять минут.

Идем на сайт ЦБ. Берем последние, скажем, лет двадцать. В январе 2000-го доллар стоил 27 рублей. В январе 2020-го — 62 рубля. Заработали 130% за 20 лет. Серьезно? Да это до 5% годовых не дотягивает. Условно говоря, купили доллары на 100 рублей 1 января 2000-го и обменяли их на 229 рублей 1 января 2020-го. Так себе новогодний подарочек.

А теперь на том же сайте выписываем средние ставки по депозитам за каждый год. Если открыть в январе 2000-го годовой депозит, и потом продлять его ежегодно, и проценты тоже пускать в оборот, 100 рублей превратятся в 534. 434% за двадцать лет. Почувствуйте разницу.

Абсолютно те же самые рубли, так изъеденные инфляцией и девальвацией. Просто в одном случае 229, в другом вдвое больше.

Что будет, если в 2000 году положить 100 рублей на вклад или поменять на доллары
Что будет, если в 2000 году положить 100 рублей на вклад или поменять на доллары

Единственный шанс обогнать депозиты был у тех, кто покупал доллары до 1998-го, по шесть рублей штука. 98-й был все же выдающимся годом. Но сколько его можно помнить-то?

Предвижу возражение вкладофобов: банки-де разоряются, а доллару море по колено. Это правда — пока-мест. Но тут рецепт простой: не храните деньги где попало. Ставка в крупном банке будет ниже, зато банк никуда не денется. По тому же Сберу нет статистики за такой период, но уверен, даже он преодолел бы планку в 130% за двадцать лет.

Сейчас восстанут вкладчики со стажем. Стряхнут пыль с дедовских сберкнижек и напомнят о заморозке вкладов 30-летней давности. Смотри рецепт абзацем выше.

Но вклады как инструмент накопления — детский сад. Добавим огня? Что нам дадут акции за 20 лет? Индекс Московской биржи в январе 2000-го: 173, в январе 2020-го: 3059. Да-да, я не ошибся с разрядами. 100 рублей, вложенных в акции российских компаний, дадут 1768 рублей 20 лет спустя.

У акций есть один недостаток. Они — как молоко, постоянно нужно следить. Да и понять, что покупать, непросто. Риски огромные, со вкладами несравнимые. Опять рецепт: отдать деньги в управление умным людям. Скажем, купить паевый инвестиционный фонд. Инструмент стар как мир. Какой покупать — каждый сам решает. Просто для примера: один из старейших ПИФов, «Петр Столыпин» от УК «Атон», с 2000-го года заработал пайщикам пять с лишним тысяч процентов. Биржа даже рядом не стоит.

Валютофилам, кстати, свою стратегию можно было серьезно усилить, если не держать зеленые под подушкой, а подзаправить топливом мировой экономики. Это я про акции иностранных компаний. Индекс S&P500 за двадцать лет вырос вдвое. Это значит, что жалкие 130% рублевой доходности превратятся в 260%. До Петра Аркадьевича далеко, но все же.

Конечно, на практике все сложнее. В 2000 году нельзя было купить инструменты, привязанные к индексу S&P500. Они появились в России только в 2014-м. Например, биржевой фонд FXUS, вкладывающий в акции 600 крупнейших мировых компаний. Рублевая доходность за последние шесть лет: 289%, или порядка 30% годовых.

Важная оговорка: все бросать и бежать на биржу я не предлагаю. Прошлая доходность не гарантирует будущей. Это история — про шаблонное мышление. Все покупают доллары, и я куплю? Так мы на хлеб с маслом точно не заработаем.

Владислав Коваленко