Найти тему

Скульптура РСФСР.

В далёком 1980-ом году моя мама получила в подарок книгу "Выставка произведений художников РСФСР. 60 лет Великого октября".

Титульный лист книги.
Титульный лист книги.

Книга включает в себя следующие разделы: Живопись, Скульпутра, Графика, Декорационное искусство театра и кино, Народное и декоративно - прикладное искусство. Все произведения из этой книги были представлены на выставке "60 лет Великого Октября". Всего на выставке было представлено 3625 работ, созданных художниками 70 областных, краевых и республиканских (АССР) организаций Союза художников РСФСР.

Сегодня я хочу рассмотреть скульптуру.

Доярки из Сенькова (Шамот, 78х56х49 см). 1977.  Л. А. Ельчанинова (Смоленск).
Доярки из Сенькова (Шамот, 78х56х49 см). 1977. Л. А. Ельчанинова (Смоленск).

В работах чётко просматривается взаимосвязь творчества художников РСФСР с трудовой жизнью народа. Для некоторых скульптуров эта тема становилась постоянным источником вдохновения.

Металлург (Гипс, 262х89х79 см). 1964. С. И. Анбиндер.
Металлург (Гипс, 262х89х79 см). 1964. С. И. Анбиндер.

Нельзя не отметить упрощённые решения и даже грубоватые формы многих скульпутр.

Карл Маркс (Бронза, 41х35х30 см). 1977. З. М. Виленский (Москва).
Карл Маркс (Бронза, 41х35х30 см). 1977. З. М. Виленский (Москва).

Для сравнения я нашла мраморный портрет Николая II. Посмотрите какая тонкая и детальная работа.

Портрет императора Николая II (Мрамор, 88х60х37 см). 1896. М. М. Антокольский.
Портрет императора Николая II (Мрамор, 88х60х37 см). 1896. М. М. Антокольский.

Стилистика РСФСР сильно отличается от дореволюционной и часто носит рубленый характер.

Л. И. Брежнев (Мрамор, 130х110х70см). 1977. И. М. Рукавишников (Москва).
Л. И. Брежнев (Мрамор, 130х110х70см). 1977. И. М. Рукавишников (Москва).

Следующая скульпутра называется "Моё нечерноземье", и она вызвала во мне не малый интерес.

Моё нечерноземье (Кованая медь, 270х270х350см). 1977. А. И. Рукавишников (Москва).
Моё нечерноземье (Кованая медь, 270х270х350см). 1977. А. И. Рукавишников (Москва).

Первое, что привлекло моё внимание - это поза девушки. Она ассоциируется у меня с ракетой, которая вот-вот взлетит в космос) Для сравнения я покажу фото памятника Юрию Гагарину, который тоже вот-вот взлетит))

Памятник Гагарину (Москва). Высота 42, 5 метра. Скульптор П. И. Бондаренко. Установлен в 1980 году.
Памятник Гагарину (Москва). Высота 42, 5 метра. Скульптор П. И. Бондаренко. Установлен в 1980 году.

Отрешённость девушки вызывает спутанные чувства, возникает ощущение, что её там не должно быть. Грубые сапоги, ярко выраженная грудь, мощные руки, спрятаные под косынку волосы - её образ видится мне весьма противоречивым. Но "вишенкой на торте" стало название скульптуры на английском языке (в книге 2 списка иллюстраций: на русском и на английском). На английском она подписана "My Central Russia". Выходит, что, по версии авторов книги, первая ассоциация с Нечерноземьем - это Центральная Россия? Немножко странно, но идём дальше.

Балерина (Бронза, 87х57х50). 1977. А. Н. Филиппова (Москва).
Балерина (Бронза, 87х57х50). 1977. А. Н. Филиппова (Москва).

Изяществом балерина не отличается, для сравнения с ней я добавлю дореволюционную скульптуру в полный рост.

Мефистофель (Мрамор, 173х71х190 см). 1883. М. М. Антокольский.
Мефистофель (Мрамор, 173х71х190 см). 1883. М. М. Антокольский.

Следующая скульптура называется "Бам". Она посвящена известной стройке, но вот только стройки-то мы на ней и не видим.

Бам (320х280х280 см). 1977. О. С. Кирюхин.
Бам (320х280х280 см). 1977. О. С. Кирюхин.

Мы видим четырёх шагающих людей в разных одеждах и только по их одеянию можно догадываться о том, что они представляют собой разные профессии. По-моему, это одно из самых популярных композционных решений, которое может олицетворять самые разные сферы деятельности. Например, в моей области не редко можно встретить похожим образом шагающих или стоящих шахтёров; иными словами, очень популярно изображать людей в разных костюмах.

Сила шахтёрских традиций. Открыт в Кемерово в 2017. Скульптор Антон Тырышкин.
Сила шахтёрских традиций. Открыт в Кемерово в 2017. Скульптор Антон Тырышкин.

Скульпутра "Портрет жены" привлекла моё внимание плавными чертами, рисунком и складками на тканях. Она заметно отличается мягкими чертами и проработкой от предыдущих произведений, в ней чувствуется некая духовность.

Портрет жены (Мрамор, 81х46х35 см). 1977. М. В. Переяславец (Москва).
Портрет жены (Мрамор, 81х46х35 см). 1977. М. В. Переяславец (Москва).

Деревянных скульпутр в книге немного, но они являют собой разнообразие размеров и форм: мы можем найти фигурки животных, портреты людей, а так же ростовые человеческие фигуры.

Енот (Дерево, 45х30х75 см). 1977. А. С. Цветков (Москва).
Енот (Дерево, 45х30х75 см). 1977. А. С. Цветков (Москва).

Портрет Нарашки (Дерево, 33х23х27 см). В. С. Васькин (Элиста).
Портрет Нарашки (Дерево, 33х23х27 см). В. С. Васькин (Элиста).
Мир на Земле (Дерево, 135х115х44 см). 1977. В. Г. Стамов (Ленинград).
Мир на Земле (Дерево, 135х115х44 см). 1977. В. Г. Стамов (Ленинград).

Радуют глаз скульптуры из фаянса и фарфора; от тяжёлых и монументальных работ их отличает лёгкое и игривое настроение.

Родной край (Фаянс, 120х60х50 см). 1977. С. И. Асерьянц (Москва).
Родной край (Фаянс, 120х60х50 см). 1977. С. И. Асерьянц (Москва).

Кубанский танец (Фарфор, 30х35х16 см). 1977. Э. В. Гаранько (Краснодар).
Кубанский танец (Фарфор, 30х35х16 см). 1977. Э. В. Гаранько (Краснодар).

Серию скульптур в книге завершает работа под названием "Пусть всегда будет солнце". Несомненно, эта работа сильно выделяется на общем фоне и притягивает взгляд.

Пусть всегда будет солнце (Майолика, 170 х 86х 85 см) . 1977. Г. П. Левицкая (Москва).
Пусть всегда будет солнце (Майолика, 170 х 86х 85 см) . 1977. Г. П. Левицкая (Москва).

Женщина с ребёнком на руках излучает свет, тепло и умиротворение. У меня она ассоциируется с различными изображениями Девы Марии с младенцем.

Спасибо за просмотр! Если вам было интересно, предлагаю в дальнейшем рассмотреть и другие виды творчества, представленные в книге "Выставка произведений художников РСФСР. 60 лет Великого октября".