Найти тему
Trader Expert

Пандемия коронавируса переписывает учебники по экономике

Оглавление

15 мая

Федеральная резервная система покупает облигации, предложение денег растет, безработица падает, а инфляция ускоряется. Правительство увеличивает расходы или снижает налоги, а валовый внутренний продукт реагирует на это ростом с поправкой на некий коэффициент. Все работает почти механически, утверждают учебники, как ньютоновская система действия и реакции.

Между тем денежно-кредитная политика сегодня смело направилась туда, куда еще не ступала нога человека, как экипаж звездолета Энтерпрайз из телесериала "Звездный путь", первые сезоны которого вышли как раз тогда, когда я изучал азы экономики. ФРС теперь покупает не только казначейские облигации и ценные бумаги с ипотечным покрытием, но также корпоративные долги и биржевые фонды, в том числе те, которые вкладываются в спекулятивные долговые бумаги.

Это отражает изменения в механике функционировании кредитования. Если раньше ФРС покупала активы, высвобождая больше резервов для банков, чтобы они могли выдавать кредиты, то теперь денежно-кредитная политика работает в основном через финансовые рынки.

Смягчение финансовых условий (понижение процентных ставок и рост котировок ценных бумаг) стимулирует экономический рост, объяснял бывший председатель ФРС Бен Бернанке, когда центральный банк перешел ко второму раунду количественного смягчения (QE2) после мирового финансового кризиса.

"Более низкие ипотечные ставки, например, делают жилье более доступным и позволяют большему числу домовладельцев оформить рефинансирование. Снижение доходности корпоративных облигаций стимулирует инвестиции. А рост котировок акций повышает благосостояние потребителей, а также их уверенность, что может стимулировать расходы. Увеличение расходов повышает доходы и прибыли, которые, замыкая этот благостный круг, продолжают поддерживать экономический рост", - писал он в заметке для Washington Post в ноябре 2010 года.

С тех пор стало очевидно, что, поскольку денежно-кредитная политика проводится преимущественно через рынки, то самыми непосредственными ее бенефициарами оказались держатели финансовых активов. Самой драматичной демонстрацией этого противоречия стало восстановление в марте-апреле индекса S&P 500 на 27,5% от достигнутого 23 марта минимума в то время, как 36,5 млн американцев подавали заявки на пособие по безработице.

Нынешний председатель ФРС Джером Пауэлл, похоже, болезненно это противоречие ощущает. Выступая на днях в Институте мировой экономики Петерсона, он отметил, что из работавших в феврале американцев, чей семейный доход составляет менее 40 000 долларов в год, почти 40% в марте работы лишились. Центральный банк уже на много световых лет отдалился от того, что написано в учебниках по основам экономики про меры противодействия экономическим спадам, увеличив свой баланс до 6,9 трлн долларов с 2,6 трлн долларов в начале марта, в том числе за счет первых покупок на сумму 305 млн долларов биржевых инвестиционных фондов (ETF), инвестирующих в корпоративные облигации.

Пауэлл подчеркнул, что ФРС может лишь выдавать кредиты, и не может субсидировать экономику. Это прерогатива бюджетной политики, которую контролирует Конгресс вместе с исполнительной ветвью власти. Продемонстрировав редкий пример двухпартийного сотрудничества, министр финансов Стивен Мнучин договорился с лидерами демократов в Конгрессе о срочном бюджетном стимулировании в размере 2,9 трлн долларов, что эквивалентно 14% американского ВВП. Председатель ФРС отметил, что этого недостаточно.

Отрицательные процентные ставки проблемы не решат, добавил он, а другие меры денежно-кредитной политики лишь помогут выиграть время, чтобы дождаться того момента, когда вирус отступит достаточно, чтобы позволить начать восстановление экономической активности.

Некоторые штаты ее уже восстанавливают, независимо от того, готовы они к этому, или нет. Но если бары, рестораны и магазины откроются, то придут ли туда клиенты? Даже если они сочтут, что это безопасно, станут ли они тратить деньги, тем более в больших количествах, на что-либо, кроме самого необходимого, в условиях неуверенности в том, что завтра у них будет работа?

Работники государственного сектора, которым в основном удалось избежать увольнений, тоже могут проявлять повышенную бережливость, опасаясь нависшего над их головами бюджетного топора.

Пандемия коронавируса пробила огромные бреши в бюджетах правительств штатов и местных властей, лишив их значительной части налоговых поступлений в то время, как поддержка экономики требовала увеличения расходов. В штате Нью-Йорк, ставшем эпицентром пандемии в США, бюджетные доходы, по новым оценкам, будут на 13,3 млрд долларов ниже, чем прогнозировалось в январе. Чтобы залатать эту дыру в Олбани планируют почти на 8,2 млрд долларов сократить помощь местным властям.

Эти цифры вызывают в памяти известную карикатуру из New Yorker, отражающую представление местных жителей о том, как должна выглядеть карта США. На ней, все, что западнее Гудзона, занимает лишь крохотный сегмент страны.

Но все не так просто, отмечает Уолтер Циммерман, прозорливый аналитик ICAP, который обычно отслеживает тенденции сырьевых рынков. Самая высокая концентрация случаев Covid-19 отмечается в регионах, на которые приходятся самые большие доли американского ВВП. На Нью-Йорк и Нью-Джерси приходится почти 10% ВВП и почти 500 000 подтвержденных случаев заражения новым коронавирусом. Нет ничего удивительного в том, что дефициты бюджетов у этих двух штатов тоже среди самых больших.

Здесь должна была бы вступить в игру бюджетная политика. Между тем на этот раз Вашингтон, похоже, помогать не торопится, как торопился, принимая Cares Act. В пятницу контролируемая демократами палата представителей должна была утвердить огромный (даже по нынешним временам) пакет помощи на 3 трлн долларов, предполагающий выделение около 1 трлн на покрытие дефицитов бюджетов штатов и муниципалитетов. Контролируемый республиканцами сенат этот пакет похоронит при первой же возможности, поскольку он похож на список пожеланий демократов, исполнение которого для республиканцев интереса не представляет.

Для работников государственных структур штатов и муниципалитетов, которые, в отличие от федерального правительства, не могут безгранично заимствовать средства, это означает угрозу увольнения. При этом любые такие увольнения будут иметь огромные макро-последствия, поскольку штаты, испытывающие сейчас самые серьезные проблемы, оказывают несоразмерно большое влияние на национальную экономику.

В конечном итоге экономическая политика определяется политическими соображениями, особенно в год президентских выборов, хотя в учебниках по экономике об этом и не говорится.

Copyright (c) 2004 Dow Jones & Company, Inc.

Ставьте лайки и пишите комментарии!

Оформляйте подписку и Вы всегда будете в курсе главных событий в мировой экономике!

Заходите на сайт traderexpert.ru и выгодно инвестируйте!