Найти тему
Мода как смысл жизни

Одежда Византии

В 324 г. н.э. Константин I решил реконструировать великий город в Византии, тогдашний греческий центр. Город стратегически располагался на Босфоре, узкие воды которого, соединяющие Средиземное и Черное моря, служили воротами между Западом и Востоком.

Константин назвал свой город Новым Римом, позже он был переименован в Константинополь (ныне Стамбул) в его честь. После распада западной части Римской империи, которая находилась в Риме (а позже - в Равенне), Константинополь стал столицей Византийской империи, в которой доминировали христиане, масштабы которой значительно колебались вплоть до ее распада в 1453 году.

https://cdn.pixabay.com/photo/2019/12/31/17/40/rome-4732390_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2019/12/31/17/40/rome-4732390_960_720.jpg

В связи с расположением столицы империи, она была подвержена комплексу влияний, которые нигде не были более заметны, чем в одежде правящих классов. На протяжении веков были два примечательных периода богатства и процветания, которые нашли свое отражение в костюмах. Первый период был во времена правителя Юстиниана I. До этих пор влияние Рима оставалось сильным, а стиль одежды, как правило, драпировался в моде более поздних лет империи.

Существовали, однако, различия частично от персидского и анатолийского покроя, такие как использование сшитых, более подходящих одежд и более богатых украшений и ювелирных изделий. Кроме того, благодаря своему успеху в качестве торгового центра между Востоком и Западом, Византийская империя стала чрезвычайно богатой.

Это богатство привело к появлению костюма, которому позавидовал весь известный мир. Роскошные ткани из Азии, Сирии и Египта стали доступны в большом количестве и использовались ведущими членами общества, несмотря на высокую стоимость.

Также стимулировалась отечественная текстильная промышленность. Ее развитию во многом способствовало внедрение в Константинополь серикультуры. Китайцы хранили секреты производства шелковых тканей в течение сотен лет, но примерно к 1000 году до н.э. на севере Индии появилась культура шелкопряда и производство шелка, и знания, полученные впоследствии, распространились в Корею, Японию, Персию и Центральную Азию.

Юстиниан в начале своего царствования пытался отвлечь торговлю шелком от своего пути из Персии, но безуспешно. Ему представилась огромная возможность, когда два персидских монаха, работавших миссионерами в Китае и изучивших процесс шелководства и ткачества нитей, договорились контрабандой доставить эти знания, а также необходимые яйца шелкопряда в Константинополь в обмен на большое денежное вознаграждение.

В Константинополе процветали шелкопрядные черви, и власти там, как и китайцы и другие предшественники, охраняли тайны этого процесса и контролировали их монополию в Европе до тех пор, пока, неизбежно, в раннем средневековье знания и средства не были вновь распространены, на этот раз в Анатолию и Сицилию, а оттуда постепенно в Италию и Францию.

Во времена правления Юстиниана византийские текстильщики производили красивые, гламурные ткани, в основном из шелка, переплетенного с металлическими нитями из золота и серебра, перемежовывающимися с жемчугом и ювелирной вышивкой.

Использование этих тяжелых блестящих тканей постепенно изменило стиль одежды; жесткие, богато украшенные материалы поддавались более простому крою с небольшим количеством складок, чтобы разбить часто легированные, крупные узоры. Как для мужчин, так и для женщин на смену римской драпированной тунике пришла более приталенная, сшитая туника, подпоясанная на талии богато украшенным широким поясом и подвешенная прямо до колена или лодыжки. Богатый, глубокий декоративный воротник, как и предыдущие египетские и этрусские версии, покрывал плечи.

Влияние православной церкви усматривалось в том, что накидки, как правило, имели длинные, обычно подогнанными рукава и были пошиты из шелковой ткани. Плащи, плотно прилегающие к телу, носили на открытом воздухе в холодную пору.

Императорское платье характеризовалось широким использованием фиолетового и золотого цветов. Одежда для богатых имела ярко-красный окрас.

Это одеяние изображено в мозаиках VI века и в церквях Равенны Сан-Витале и Святого Аполлинария Нуово, которые включают в себя портреты Юстиниана и его жены Феодоры.