Найти в Дзене
Сергей Малозёмов

Можно ли сделать анализ на антитела и больше не бояться коронавируса?

Сегодня «Малозёмов проверит» в гостях у Алексея Парамонова - главного врача частной клиники «Рассвет», гастроэнтеролога-терапевта, который известен нам, прежде всего, по своим книгам о здоровом питании, и о том, как функционирует наш желудок. Но сейчас мы здесь совсем по другому поводу. Повод острый, горячий: клиника Алексея одной из первых начала делать тесты на антитела коронавирусной инфекции.

И к этим тестам очень приковано большое внимание, потому что все хотят его сделать и убедиться, что у них уже есть иммунитет против инфекции, и больше не бояться. Может быть, перестать носить маску, может быть, перестать дезинфицировать все вокруг.

Какова реальная ситуация? Что этот тест может, и чего он не может?

Тест говорит, что пациент уже встречался с этим вирусом, что он был инфицирован. Антитела (MG) бывают двух типов, M – показывают острую фазу, когда болезнь либо ещё продолжается, или фазу инфицирования, либо недавно только закончилась, а G антитела появляются в конце болезни, и сохраняются на некоторое время. Это время мы пока не знаем, но по аналогии для предшественников, она может достигать до трёх лет. Если брать аналогию мерс, то есть это двоюродный брат, который вызывал пневмонию на ближнем востоке несколько лет назад, то он вырабатывал против него защищающие антитела, которые давали иммунитет до трёх лет.

Какие тесты вы применяете?

Сейчас мы применяем быстрые тесты, иммунохроматографические. Их принцип очень похож на тест на беременность. Там содержатся белки, которые ловят на себя антитела двух типов, вот эти M и G. Эти белки специфичны, они ловят только вот новый тип коронавируса, никакие старые предыдущие они не ловят.

Поэтому у этого теста способность определять антитела (если они есть) около 90%, а вот специфичность - 100%, то есть он не даёт ложных результатов.

Откуда эти тесты? Кто производитель?

Тест, который у нас - китайский. Сейчас тестов достаточно много, правительство разрешило их завозить упрощённым порядком.

Стоит эта услуга 4800 рублей.

Тест могут сделать только здоровые люди. Мы не принимаем на тест тех, у кого диагностирован ковид, мы не принимаем тех, у кого есть ОРВИ признаки сейчас. Только здоровых лиц, и вот среди них где-то 7% мы обнаруживаем антитела.

Скорее всего, мы недооцениваем масштабы бессимптомного перенесения этой инфекции?

Наверно, мы всё-таки оцениваем, и специалисты вирусологи говорят, что процент этот велик, но мы не знаем точно каков этот процент. Скорее всего, он достаточно весомый, и это позволяет нам надеяться, что итоговая летальность будет существенно ниже, чем то, что мы сейчас видим в отчётах.

Если ты ощущаешь симптомы любой простуды, тебе надо бросаться делать, допустим, ПЦР или стоит сделать антитела?

Если вы заболели, антитела делать точно не надо, они ещё не появились. Они появляются ближе к выздоровлению. В таких случаях может быть информативен тест ПЦР. Сейчас качество их улучшилось, приблизилась где-то к 70% чувствительность.

Что даёт ответ инфицирован - не инфицирован? Это, скорее, важно для карантинных мер. Сейчас в Москве, по крайней мере, решили, что все ОРВИ, это потенциальный коронавирус. И никуда не исчезли обыкновенные ОРВИ, но пациенту надо советовать 14 дней находиться дома, как минимум.

Послужат ли антитела защитой от коронавируса?

Именно иммуноглобулин G даёт долговременную защиту в большинстве случаев. Это гуморальный иммунитет, он через него реализуется. Бывает ещё клеточный иммунитет. Но опять же, мы по аналогии видим с предыдущими коронавирусами, что гуморальный иммунитет защищает. Возможно, клеточный тоже играет роль, но антитела, судя по всему, защищают.

По поводу переливания плазмы, стоит ли рассчитывать стать волонтёром, если получил положительный результат вот в таком экспресс-тесте?

Вряд ли это так. Возможно, сама по себе обычная плазма какую-то помощь приносит, даже не иммунная. Иммунная, скорее всего, лучше, чем не иммунная, но гарантий нет, и исследования все впереди. В большей степени мы бы надеялись не на плазму. Появились сообщения, что антитела синтезирует фармацевтическая промышленность, и они будут появляться в виде лекарства.

Кому вы порекомендуете делать тест?
  • Если резюмировать, то можно обойтись без этого.
  • Если вы переболели чем-то, и вам любопытно знать, был ли это Ковид, можно сдать эти антитела, и узнать с вероятностью 90% на сегодняшний день.
  • Если в совокупности всех ваших защитных мер и оценки рисков, вы носите маску, вы следите, чтобы ваш контрагент был в маске, вы моете руки, соблюдаете все правила, есть дополнительная степень защиты: вы знаете, что у вас есть антитела.
Напоследок ваш прогноз: когда всё это кончится?

Ближайшее по тому, как это всё происходила эпидемия, это испанка. Ну, в чём похожа испанка на нынешнюю ситуацию – тем, что это новая инфекция, и человечество полностью не иммунно к этой инфекции. Вот главное в этом. И пусть даже там летальность ничтожная, она в итоге окажется долей процента. Или вот такой сценарий - несколько лет волнами весь земной шар будет болеть.

Сценарий второй зависит от фармацевтической промышленности. Будут ли сделаны препараты, прежде всего антитела, поскольку у них совершенно внятный механизм действия в отличие от всех других противовирусных препаратов, которые предлагаются.

И вакцины. Сейчас десятки вакцин находятся уже в фазе клинических испытаний. Я уверен, что одна-две из этих сорока будут эффективными. Но опять это некоторое время.

И здесь нужно искать баланс эпидемиологам и государству. И сохранить народ, и не убить экономику, соблюсти все интересы и людей, и государства. Это очень сложно.

Европейские страны, которые сейчас наперегонки снимают карантины, получат вторую волну?

Они весьма вероятно получат вторую волну, но здесь очень многое зависит от того, как сделана эпидемиологическая служба. Если мы посмотрим на Южную Корею, то увидим, как надо работать. Вот это образец для всего мира. Один человек заболел, мы его быстро выявили, и выявили всех контактных вокруг него, и поместили их всех в санаторий, пока они не выздоровеют. Вот такие точечные меры не убивают экономику, и позволяют локализовать инфекцию гораздо более эффективно, чем заставить всех сидеть дома. Потому что они всё равно не сидят, всё равно идут, и нарушают. Этими технологиями лучше, чем СССР никто, наверно, в мире не владел. К сожалению, сейчас мы не воспользовались вот этим наследием предков, которые могли бы применить в самом начале эпидемии.

Короче говоря, продолжаем носить маски, мыть руки и делать всё то, что предписывают врачи! Пишите комментарии, вопросы, подписывайтесь на аудиоверсию нашего подкаста на Яндекс.Музыке. Я всегда на связи, всегда проверю то, что актуально и волнует нас и влияет на наше здоровье.

Если вам понравилось это интервью, поставьте «Палец вверх» и подпишитесь на мой канал «Малозёмов проверит». Будьте здоровы!