Официально первая криптовалюта Биткоин появилась 3 января 2009 года, однако попытки создания цифровых валют на основе криптографии предпринимались задолго до этого.
В конце 1980-х годов на ночных заправках в Нидерландах в отдаленных районах крали деньги, и операторы были крайне обеспокоены этой ситуацией, к тому же и охранники подвергались чрезмерной опасности.
Но АЗС должны были оставаться открытыми круглосуточно, чтобы дальнобойщики имели возможность заправляться. Именно в тот период у кого-то появилась блестящая идея внедрить деньги на новомодные тогда smart-карты, которые использовались для оплаты. Так появились электронные деньги. Водителям грузовиков выдавались эти карты вместо наличных, и заправки стали более защищенными от грабежей.
В тот же период ритейлер Альберт Хейн склонял банки к тому, чтобы изобрести какой-то способ, позволяющий покупателям платить напрямую со своих банковских счетов, который в конце концов стал известен как POS (point-of-sale) — точка продаж.
Цифровые наличные
До этого случая Дэвид Чаум, американский криптограф, занимался исследованием того, что потребуется для создания электронных денег.
Его взгляды на деньги и конфиденциальность привели его к убеждению, что для безопасной торговли нужны токены, которые будут аналогом физических монет и бумажных банкнот, позволяющих безопасно совершать оплату «из рук в руки», делая транзакции безопасными и конфиденциальными.
В 1983 году Дэвид Чаум изобрел blinding-формулу, которая расширила возможности алгоритма RSA, используемого в шифровании сети. Эта формула позволяла человеку передавать номер так называемого счета получателю, и получатель имел возможность изменить этот номер. Когда получатель кладет свою монету, как выразился Чаум, в банк, на ней стоит подлинная подпись монетного двора, но это не тот же самый номер, который был подписан монетным двором.
Изобретение Чаума позволяло незаметно модифицировать «монету», не нарушая подписи монетного двора, поэтому монетный двор или банк были «слепы» к сделке. Весь этот интерес, а также исторически лихорадочное отношение Нидерландов к частной жизни, вероятно, значительно повлияли на решение Дэвида Чаума мигрировать в Нидерланды.
Работая в конце 1980-х годов в CWI — точке концентрации криптографических и математических исследований в Амстердаме, он основал компанию DigiCash и приступил к созданию своего изобретения — интернет-денег, совместно с теми, кто позже станет известными личностями: Stefan Brands, Niels Ferguson, Gary Howland, Marcel "BigMac" van der Peijl, Nick Szabo и Bryce "Zooko" Wilcox-Ahearn.
Изобретение «слепой наличности» было экстраординарным и вызвало небывалую волну внимания прессы. К сожалению, Дэвид Чаум и его компания допустили некоторые оплошности и попали в руки центрального банка (De Nederlandsche Bank или DNB). Частный компромисс, на который они согласились, заключался в том, что электронный денежный продукт Digicash будет продаваться только банкам.
Это соглашение привело компанию к тщетным попыткам внедрить цифровую наличность во многие банки, что в конечном итоге привело DigiCash к банкротству в 1998 году.
Большое внимание прессы привлекли очень интересные сделки с Microsoft, Deutsche Bank и другими компаниями, но Дэвид Чаум не смог использовать их, чтобы выйти на новый уровень. В один момент Microsoft предоставила порядка $180 миллионов, чтобы внедрить продукт в каждый ПК с Windows. Но Чаум сказал, что этих денег мало, сделка провалилась, и у Digicash кончились деньги.
Вторая волна: веб-деньги
На хайях Digicash стали возникать сотни стартапов в год, пытавшихся работать в этой сфере.
В середине 1990-х годов внимание переключилось с Европы на Северную Америку по двум причинам:
- IPO Netscape выпустило огромное количество акций,
- Европа ввела первое нормативное ограничение на цифровую наличность: отчет ЕС о предоплатных картах 1994 года, который превратился в реакцию против DigiCash.
Но несмотря на то, что первая большая волна криптовалют вспыхнула и умерла, мир сразу же настигла вторая волна — Web-деньги.
First Virtual стал первой попыткой, но его сразу же вытеснил PayPal, который сделал более-менее то же самое, но с существенной разницей. PayPal позволял деньгам переходить от человека к человеку, тогда как First Virtual настаивал на том, что для получения денег вы должны «быть коммерсантом». Это было популярным ограничением со стороны банков и регуляторов, и люди ненавидели это ограничение. PayPal же предложил немного иное, показав свою систему как «кэш из рук в руки», буквально.
Первые версии были на Palm Pilot, который был чрезвычайно популярен среди гиков. Но эта целевая аудитория была быстро отброшена, поскольку PayPal обнаружила, что люди (реальные пользователи) действительно хотели использовать деньги в веб-браузере. Кроме того, найдя аудиторию в сообществе eBay, будущее PayPal было более или менее гарантировано до тех пор, пока не привлекалось внимание банка/регулятора.
PayPal доказал, что сеть стала предпочтительным местом даже для денег. Однако идеи Чаума стали меркнуть на широком западном рынке, но в России продолжили использоваться в сервисе WebMoney, а также проявлялись отдельные очаги интереса в крипто-сообществах. Некоторые даже начали рассматривать вариант web-гибрида PayPal: gold on the web.
Компания, которая преуспела в этом, называлась e-gold (американская компания, которая имела свою корпорацию в Невисе в Карибском море). E-gold была довольно простой идеей: вы отправляете свое физическое золото или серебро, и вам на счет будут зачислены e-gold. Или вы можете купить e-gold, отправив телеграмму во Флориду, и они купят и удержат физическое золото. Захватив улицы и завоевав клиентов, основатель сумел вывести компанию из кризиса и обеспечить ее рост примерно до 1999 года.
Поскольку e-gold (эмитент валюты) находилась в оффшоре, она не требовала одобрения со стороны США, что позволило в течение некоторого времени ориентироваться на огромный американский рынок «goldbugs», а также на растущее мировое сообщество интернет-трейдеров, которым необходимо было делать трансграничные платежи.
Налет регуляторов
С ростом своей популярности независимый биржевой рынок взорвался в 2000 году, и его будущее, казалось, было определено.
Тем не менее e-gold столкнулась с проблемами из-за своего либертарианского идеала, позволяющего любому иметь счет.
Несмотря на теоретически хорошую концепцию, постоянное возникновение пирамид, хайпов, подпольного игорного бизнеса и других мошенничеств все же привлекло внимание ФБР. В 2005 году были проведены обыски во флоридских офисах e-gold, и это стало началом конца валюты. Федералы также приступили к уничтожению всех конкурентов и обменников, обеспечив окончание «Второй большой волны новых денег», но не смерть самой идеи.
До 2001 года США довольно либерально относились к альтернативным деньгам, рассматривая их как потенциальный бизнес, инновации на будущее. После 11 сентября мнение стало меняться, хотя и медленно; все криптовалюты стали считаться рассадниками террористов и наркоторговцев. Справедливо предположить, что e-gold не очень хорошо отреагировала на этот сдвиг внимания.
Тем временем в Европе все шло другим путем. Стало совершенно очевидно, что попытка закрыть криптовалюты была слишком успешной, интернет-бизнес стал предпочитать базироваться в США, а последующие принятие европейских законов по электронным деньгам лишь поспособствовало этому. Все это плавно подвело мир к 2008 году и первой публикации White Paper Bitcoin от Сатоши Накамото.
Создав код, он писал:
Вы знаете, я думаю, что в 90-х годах было гораздо больше людей, заинтересованных в этом, но после более чем десятилетнего провала «доверенные системы на базе третьих сторон» (Digicash и т.д.) выглядят как безнадежное дело.
Сейчас, спустя столько лет, мы имеем абсолютно децентрализованную пиринговую платежную систему, давшую начало всем существующим криптовалютам и токенам. Это результат многолетних трудов, проб и ошибок, стремления любого человека быть финансово независимым.
Криптовалюта, в частности Bitcoin, продолжает творить историю, и это только начало...