Найти тему
Baturin Consult

Управление изменениями. Контроль и реализация проектов по оптимизации бизнес-процессов

В статье рассмотрены процедуры управления реализацией и контролем проектов по оптимизации бизнес-процессов. Приведен минимально допустимый перечень проектной документации, необходимой для успешной реализации проекта.

Итак, для начала, давайте разберемся, что же такое управление реализацией проекта? Управление реализацией проекта – это взаимосвязанный последовательный набор операций, приведенных в календарном плане проекта, направленных на достижение целей проекта.

Реализация проекта включает в себя:

  • приобретение ресурсов, необходимых для реализации проекта;
  • выполнение операций, направленных на достижение целей проекта;
  • управление рисками, возникающий при реализации проекта;
  • управление изменениями проекта;
  • создание конечного результата проекта;
  • обучение персонала по результатам проекта;
  • формирование документации по проекту.

Риски проекта – это неопределенное событие или условие, которое, в случае возникновения, влечет за собой негативное или позитивное воздействие на проект (стоимость, сроки, конечный результат). В свою очередь, управление рисками проекта включает в себя деятельность, связанную с идентификацией, анализом и оценкой, а также формированием мер по реагированию на риски проекта. Для успешной реализации проекта по оптимизации бизнес-процессов рекомендуется вести отдельный реестр рисков с их экономической оценкой влияния на проект, однако, можно обойтись упоминанием их в отчетной презентации. Все зависит от масштаба проекта.

Изменения проекта – это согласованная корректировка характеристик конечного результата, сроков или бюджета проекта, утвержденных уставом проекта. Все инициируемые изменения проекта должны быть занесены в реестр изменений и рассмотрены заинтересованными сторонами на очной сессии. В случае если изменение согласовано, то поправки вносятся в приложение к уставу проекта.

Одним из самых важных документов, касающихся реализации проектов по оптимизации бизнес-процессов, является протокол реализации проекта. В протоколе должны быть отражены текущие задачи, ответственные лица за их выполнение и статус задач на отчетный период. На каждой отчетной сессии руководитель проекта докладывает о статусе проекта и формирует вместе с участниками задачи, которые необходимо выполнить к следующему отчетному периоду. Протокол реализации проекта эффективный инструмент проектного управления, которые отражает детальную информацию о задачах проекта и статусе их реализации.

Контроль реализации проекта – это непрерывный процесс мониторинга, реагирования на отклонения и анализа текущих результатов проекта, необходимого для достижения утвержденных результатов проекта в установленные строки и бюджет.

Контроль реализации проекта включает в себя следующие виды деятельности:

  • план-фактный анализ текущих результатов, сроков и бюджета проекта;
  • формирование предупреждающих мероприятий для снижения рисков проекта;
  • формирование отчетности по проекту (сроки, бюджет, качество);
  • предоставление отчетности всем заинтересованным сторонам проекта.

Схематично этап контроля и реализации проектов по оптимизации бизнес-процессов можно представить следующим образом (рисунок №1).

Рисунок №1 – Этап контроля и реализации проекта
Рисунок №1 – Этап контроля и реализации проекта

Руководитель проекта должен инициировать как плановые, так и внеплановые (в случае необходимости) отчетные сессии по проекту со всеми заинтересованными сторонами. Необходимо максимально подробно, доступно и честно докладывать о текущих результатах проекта.

В завершение хочу отметить, что роль руководителя проекта, как лидера и владельца бизнес-процесса, является самой важной при реализации проектов по оптимизации бизнес-процессов. Если руководитель проекта не заинтересован в оптимизации своего процесса или отдает свои обязанности "на откуп" участникам проекта, то ни о каких успешных результат речи и быть не может.