Найти в Дзене
Пчела на Дзене

Эко, био, органик: как компании манипулируют нами в супермаркете (с примерами)

Оглавление

Сегодня поговорим о гринвошинге. Гринвошинг - это маркетинговые приемы, которые заставляют воспринимать продукт как экологичный, хотя он таким не является. Прочитав эту статью, вы узнаете, как отличать экологичные товары от НЕэкологичных на полках магазинов и каким "эко"маркировкам можно доверять.

Уловка 1: зеленая упаковка

Самый простой способ заставить покупателя воспринимать товар как экологичный - сделать упаковку зеленой. На этот счет есть исследования: люди действительно ассоциируют зеленый брендинг с экологичными товарами.

Пример уловки: шампунь в зеленой упаковке с изображениями растений
Пример уловки: шампунь в зеленой упаковке с изображениями растений

Этот шампунь в зеленой упаковке выглядит как натуральный и экологичный. Слова "чистый" и "фитотерапия" подкрепляют эффект. На деле - шампунь не проходил экологическую сертификацию, в его составе присутствуют парабены, SLS и консерванты, а также он тестируется на животных. Такой продукт нельзя назвать экологичным.

Уловка 2: надпись "экологичный продукт"

Второй популярный способ гринвошинга - написать на упаковке, что это экологичный продукт.

Уловка 3: несуществующие сертификаты

Надпись "экологичный продукт" должна вас насторожить. Производитель может написать ее только, если у него есть сертификат.

Молоко с надписью "Эко" и круглым значком, похожим на знак сертификата. На самом деле, продукт не проходил настоящую сертификацию. Дизайн упаковки - гринвошинг.
Молоко с надписью "Эко" и круглым значком, похожим на знак сертификата. На самом деле, продукт не проходил настоящую сертификацию. Дизайн упаковки - гринвошинг.

Важно знать, что системы сертификации для разных групп продукции разные. Для продуктов питания применяются одни сертификаты, для косметики - другие. Также в разных странах встречаются разные сертификаты, но некоторые из них признаются на международном уровне.

Что показывает сертификация?

Требования у разных систем сертификации тоже могут отличаться, но в общих чертах сертификация показывает:

  • что производство было с минимальным ущербом для окружающей среды;
  • на всех стадиях производства использовалось минимум синтетических компонентов .

В российских магазинах можно встретить продукты с одним из этих сертификатов:

  • Листок Жизни - единственная российская сертификация, признанная на международном уровне.
  • Евролист - самая известная сертификация в Европе, иногда встречается на продуктах, которые можно купить в России.
  • USDA Organic - распространенная американская сертификация.
  • BIO - распространенная немецкая сертификация.
  • AB (Agriculture Biologique) - французская сертификация, которую можно встретить на продуктах в Ашане.

Как проверить сертификацию?

Есть два способа:

  • постараться запомнить основные значки, которые указаны на фото выше. Сложность в том, что значки часто подделывают: рисуют что-то очень похожее, поэтому можно ошибиться.
  • скачать приложение EcoLabel Guide, которое распознает значки по фото.

Что значит слово "органик" на упаковке?

Часто производитель пишет “Органик” на упаковке просто так. На самом деле, чтобы соответствовать этому названию нужно соблюсти строгие требования при производстве и тоже пройти сертификацию.

"Органическая продукция - это продукция сельского хозяйства и пищевой промышленности, изготовленная без использования (либо с меньшим использованием) синтетических пестицидов, синтетических минеральных удобрений, регуляторов роста, искусственных пищевых добавок, а также без использования генетически модифицированных продуктов (ГМО)". Источник: Википедия

Если на упаковке стоит значок органик, но не указан сертификат - это гринвошинг.

Несмотря на то, что на упаковке указаны слова "eco" и "organic", на поверку оказывается, что у продукта нет сертификата, а в составе присутствуют консерванты и минеральные компоненты. Такой продукт нельзя считать экологичным или органическим.
Несмотря на то, что на упаковке указаны слова "eco" и "organic", на поверку оказывается, что у продукта нет сертификата, а в составе присутствуют консерванты и минеральные компоненты. Такой продукт нельзя считать экологичным или органическим.

Уловка 4: показать достоинства, скрыть недостатки

Иногда производитель подчеркивает достоинства продукта и скрывает недостатки. Если на упаковке написаны любые громкие заявления - это повод насторожиться и проверить информацию.

Надпись на растительном масле "без холестерина" - это манипуляция. Растительные продукты не содержат холестерин. Он содержится только в продуктах животного происхождения.
Надпись на растительном масле "без холестерина" - это манипуляция. Растительные продукты не содержат холестерин. Он содержится только в продуктах животного происхождения.

Уловка 5: псевдоэкологичная упаковка

Два самых популярных гринвошинговых мифа в России - это "экологичные" бумажные пакеты и биоразлагаемая упаковка.

Если бумажные пакеты мы разобрали выше, то биоразлагаемая упаковка требует отдельного внимания.

Есть два типа биоразлагаемых материалов:

  • по-настоящему разлагающиеся в почве органические соединения. Даже полимерный материал, например, пакет-майка может быть сделан из органического сырья, например, на основе кукурузного крахмала. Такие полимеры еще называют "биополимерами". За границей принято называть их "compostable", потому что их можно компостировать. Если закопать такой материал в землю, он разложится относительно быстро.
  • синтетические материалы, в которые добавлена химическая добавка, ускоряющая их распад на микрочастицы. Практически вся "биоразлагаемая" пластиковая упаковка, которую можно купить в России, относится к этому типу. Проблема в том, что благодаря химической добавке, пластик лишь распадается на маленькие частицы. Мы их не видим, но теперь они легко проникают в почву, воду и разносятся по воздуху. При этом, они остались пластиковыми частицами и им по-прежнему надо много лет, чтобы разложиться по-настоящему. Такой биоразлагаемый пластик - это гринвошинг. Он вредит природе еще больше, чем обычный пластик, поэтому мы не рекомендуем покупать такую упаковку.
Ничем не подтвержденная надпись "биоразлагаемый флакон" - либо вранье, либо свидетельство, что в пластик добавлена химическая присадка, ускоряющая распад на микрочастицы. Так или иначе - это гринвошинг.
Ничем не подтвержденная надпись "биоразлагаемый флакон" - либо вранье, либо свидетельство, что в пластик добавлена химическая присадка, ускоряющая распад на микрочастицы. Так или иначе - это гринвошинг.

Как это проверить?

На компостируемом материале должен стоять сертификат OK COMPOST. Если сертификат не указан, скорее всего это гринвошинг.

Такой знак должен стоять на по-настоящему биоразлагаемой упаковке. Если такого знака нет, но написано, что упаковка биоразлагаемая, скорее всего - это гринвошинг.
Такой знак должен стоять на по-настоящему биоразлагаемой упаковке. Если такого знака нет, но написано, что упаковка биоразлагаемая, скорее всего - это гринвошинг.

Запомнить:

  • Производители манипулируют сознанием с помощью зеленой упаковки, надписей "экологично" и громких слов "bio" и "organic". Если видите на упаковке эти слова - это повод насторожиться и проверить информацию.
  • Единственным подтверждением экологичности и органичности продукта является наличие авторитетного сертификата. Важно, чтобы сертификация была признана на международном уровне. Сертификаты от малоизвестных независимых компаний ничего не гарантируют.
  • Чтобы не запоминать знаки авторитетных сертификатов, можно скачать приложение EcoLabel Guide. Оно проверяет сертификат по фото;
  • Если выбираете новый продукт и для вас важно, чтобы он был экологичный, проверьте указанные на нем сертификаты в интернете.
  • Биоразлагаемая упаковка - часто гринвошинг. Если на ней не стоит знак OK COMPOST, такую упаковку лучше не покупать.


Эту статью писала Настя. Если вам интересна эта тема, подпишитесь на меня в Инстаграме: @anastasia.chia

Читайте другие наши статьи:

7 шагов, чтобы сделать обычную доставку экологичнее

Почему бумажные пакеты ведут к экологической катастрофе?

Как беречь лес, выбирая туалетную бумагу?