Приветствую вас, дорогие родители и педагоги!
Может показаться, что речь идёт только о малышах, но со следующей таблички с гласными звуками работа по звукобуквенному анализу начинается со всеми детьми от 3-х и до 10-ти лет. Во всяком случае, первые занятия
Немного о ЗАПУСКЕ РЕЧИ как таковом, когда ребёнок или совсем неговорящий, или речь его малопонятная.
Вспомним секретик: Мы (и взрослые, и дети) не любим заниматься тем, что не умеем или у нас плохо получается, и наоборот...
Приходит ребёнок, стараешься-стараешься вызвать его на контакт, никакой реакции - полный игнор... Что делать?...
И тут, откуда ни возьмись, - Аня (плачет – рот широко открыла), Оля (стонет, зуб болит – губки овальчиком), коза (блеет – губы в полуулыбке), мышка (пищит – губы растянуты в улыбке), паровоз (гудит – губы трубочкой) и, наконец, Мишутка (пыхтит-кряхтит - оскал), - мы их всех знаем; теперь мы с ними надолго, будем "знать их в лицо"
На первом ли, на втором, но ребёнок подаст голос, начнёт подражать нашему персонажу. И это только начало! Теперь он может подражать много кому: пробуйте и дома тоже.
Ребёнок начинает слышать себя, пристальней прислушивается к речи окружающих, начинает чувствовать свои органы речи, - пытается ими управлять и , кстати, охотней идёт на артикуляционную гимнастику.
(Начинается активизация речевой деятельности - это уже по-научному)
3-5 лет (все картинки-звуки не беру: занимают много места)
Аня плачет: - А-а-а!..
Оля стонет: - О-о-о...
Коза блеет: - Э-э-э!..
Мышка пищит: - И-и-и...
Паровоз гудит: - У-у-у!..
Мишутка пыхтит: - Ы-ы-ы... (Все остальные звуки-картинки представлены в других моих статьях) По мере и качественному содержанию достижений ребёнка в речевом развитии мы плавно и постепенно переходим на следующий этап
Блок "Подготовительная группа - 1 класс"
С этой категорией детей занятия начинаются аналогично предыдущему, но здесь мы двигаемся дальше:
- - Приложи указательный и большой пальчики к горлышку (по показу) и потяни - А-а-а!.. с широко открытым ртом , - голосок дрожит? - Если на звуке голосок дрожит, значит он какой, от слова "голос"? Правильно - голосной, а коротко - гласный; обозначим его красной фишкой для удобства
Аналогично работаем с каждым из 6-ти гласных звуков - Находим изучаемый гласный звук в сводной таблице (в начале статьи)
- По порядку и вразбивку закрепляем-автоматизируем знания по теме: "Гласные звуки"
Аня плачет: - А-а-а!...
Оля стонет: - О-о-о...
Коза блеет: - Э-э-э!..
Мышка пищит: - И-и-и...
Паровоз гудит: - У-у-у!..
Мишутка пыхтит: - Ы-ы-ы...
Если уровень знаний ребёнка позволяет, переходим на следующий уровень:
- Выделение гласного звука на слух и в произношении. - Сначала в сильной (очевидной) ударной позиции: в начале, середине и в конце слова в (по возможности)
- И потом только - в слабой безударной позиции
Н: арка в начале слова гласный "а" в сильной позиции, а в конце слова "а" в слабой. Или: армия - альбом (в первом слове "а" в сильной, во втором - слабой, а как раз здесь звук "о" - в сильной позиции)
2,3-и классы
Данную категорию в этой статье рассматривать пока не будем. А представлена она лишь с той целью, чтобы у вас сложилась общая картина работы по звукобуквенному анализу и синтезу.
Настоятельно рекомендую ознакомиться с моими предыдущими статьями, чтобы вам была более понятной представленная практическая часть.
Комментарий, лайк, подписка - если не трудно
В любом случае, - СПАСИБО, что дочитали!