Найти тему

Теория "разумного эгоизма" по Чернышевскому

В своем произведение «Что делать?» Чернышевский затрагивает так называемую теорию «разумного эгоизма». Для начала нужно понять какое значение теория «разумного эгоизма» имеет сама по себе сама по себе, и какой смысл в нее вкладывает сам Чернышевский. Ознакомившись с некоторыми информационными источниками, я пришла к следующему выводу, что под разумным эгоизмом следует понимать философскую позицию, которая устанавливает для каждого индивидуума первенство личных интересов над интересами других людей и общества в целом. Закономерно хочется задать вопрос: «Чем же разумный эгоизм отличается от простого?».Между ними есть как сходство, так различие, основным сходством является то, что в основе каждого лежит расчет и выгода, польза отдельного человека, то есть себя. Философ считал и во многих своих трудах утверждал, что человек всегда думает прежде всего о себе. И все поступки человека несут какую-либо выгоду для него, люди ничего не могут делать просто так, такова их природа. Но на этом сходство заканчивается, теория подразумевает стремление к счастью и добру, но при этом не отрицает выгоды для себя, но в отличие от простого эгоизма в нем собственная выгода не должна расходиться с потребностями всего общества. Итак мы разобрались, что несет в себе новое понятие для нас как «разумный эгоизм», теперь хотелось бы акцентировать что в него вкладывает Чернышевский в своем произведении «Что делать?».Походу произведения мы знакомимся с такими персонажами как Вера Павловна, Лопухов, Кирсанов и Рахметов-все перечисленные персонажи являются представителями «новых людей». Эти люди отличаются от остальных тем, что они отважные, никогда не колеблются, всегда готовы на жертвы и идти вперед до самого конца, такие люди внушают доверие, ведь они надежные и ни за что не подведут. Смотря на этих людей мы понимаем, что разумный эгоизм совершенно никак не связан с себялюбием или с превозношением собственного эго. Он очень тесно переплетается с нуждами того общества, в котором находится, нет счастья одиночного есть общее счастье народа. Да разумный эгоизм подразумевает собственную выгоду, но сама суть его направлена на благое дело. Люди начинают менять себя в лучшую сторону не из-за кого-то, а именно по той причине, что им так будет лучше, и много положительных поступков совершается не столько из-за каких-то благородных побуждений сколько из разумной выгоды и простого расчета.

Также если наблюдать за героями можно заметить что все их поступки выгодны им, но они никогда не мешают другим, а в некоторых случаях даже идут на пользу. Сама философия и некоторые разговоры персонажей показывают их отношения к жизни, к примеру, можно взять диалог между Лопуховым и Верочкой: “То, что называют возвышенными чувствами, идеальными стремлениями, – все это в общем ходе жизни совершенно ничтожно перед стремлением каждого к своей пользе, и в корне само состоит из того же стремления к пользе… Эта теория холодна, но учит человека добывать тепло…Эта теория безжалостна, но, следуя ей, люди не будут жалким предметом праздного сострадания…Эта теория прозаична, но она раскрывает истинные мотивы жизни, а поэзия в правде жизни…”.По скольку Николай Гаврилович был не только философ, но и революционер-демократ, то его произведение несет в себе также революционный характер. Сами идеи, которые предлагает Чернышевский-это основы, принципы нового общества. Женщина находит свое призвание не только в качестве матери и жены, но и как отдельной личности которая равна мужу, его помощница, а не рабыня. Сама по себе теория и несет в себе равенство между всеми. Каждый человек имеет право на свободу слов, мысли, поступков, но только до того момента, где начинается уже чужая свобода.