В различных областях человеческого познания часто встречаются Три закона, именно с большой буквы. Три закона механики составляют основу классической физики. Три закона робототехники блестяще описывают будущее взаимодействие искусственного интеллекта с интеллектом естественным. Тремя составными частями обладало учение Маркса К., немецкого экономиста XIX века. Три закона Кеплера – фундамент астрономии. У генетики есть свой свод из трёх базовых законов и т.д.
Генеалогия тоже обладает своим законодательством – без сложных или точных формул, на беглый взгляд даже противоречивых! Второй закон оспаривает положения третьего, первый содержит внутренний парадокс. Если смотреть бегло, думать фрагментарно и судить поверхностно.
На деле законы генеалогии столь же точны, как и ньютоновская механика:
1. На одно столетие приходится активность примерно трёх династических поколений;
2. Количество предков растёт в геометрической прогрессии – т.е. удваивается с каждым поколением;
3. Подлинное количество предков уменьшается по мере исследования генеалогического древа.
Рассмотрим типовые возражения:
Как же можно сравнивать поколения XX и (к примеру) XVI века, ведь пятьсот лет назад средняя продолжительность жизни была короткой?
Откуда взяться такому количеству предков – ведь население планеты было гораздо меньше нынешнего? Например, в первый год от рождества Христова нас было всего 300 млн. человек на всех континентах. Показатель «миллиард землян» достигнут чуть более 200 лет назад, в эпоху наполеоновских войн. Сейчас нас 7.6 миллиардов, вопреки всем войнам…
Если подлинное количество предков уменьшается, отчего же не случилось вырождения и деградации, как в кровосмесительных браках?
Первый закон генеалогии подтверждается десятками тысяч практических эпизодов и сотнями тысяч документов. Особенно на значительной дистанции – в шесть и более поколений. Крайности и случайности взаимно компенсируются, на один век в среднем действительно приходится активность трёх поколений. Что интересно – вне зависимости от социального статуса и материального положения. Крестьянин в глухом углу Саратовской губернии не вполне способен прожить дольше, чем петербургский дворянин у подножья трона.
Второй закон генеалогии очевиден. У каждого из нас есть мама и папа, две бабушки и дедушки, восемь прабабушек и прадедушек. Многим ли удалось отследить своё происхождение дальше, хотя бы по одной линии? Где и таятся настоящие сюрпризы?
Третий закон генеалогии по сути следует из предыдущих и второму не противоречит. Начиная с 5-6 поколения (а с 7-9 наверняка!) в вашем фамильном древе появятся одни и те же люди. Каждый из которых замещает сразу нескольких теоретических предков.
Пословица «В деревне все друг другу родственники» появилась не на пустом месте – она актуальна для большинства деревень, аулов, кишлаков и прочих населённых пунктов. Собственно, даже аристократия неумолимо следовала данному закону – выбор невест и женихов был крайне ограничен. Путешествие Ярославны ко двору французского короля, её брак с Генрихом первым – яркое и редчайшее исключение, лишь подтверждающее правило убывания реальных предков.
Законы генеалогии создают прочную основу для исследований личного происхождения – это может быть гораздо интереснее, чем большинство видов развлекательного досуга.