Песни военных лет, те самые, которые поддерживали бойцов на фронте, поднимали в атаку, напоминали о родном доме, по-прежнему любимы в народе. Без них не обходится ни один концерт в преддверии Дня Победы. Их включают в репертуар и профессионалы, и любители. Сегодня мы хотим рассказать об истории создания некоторых песен.
“ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ…”
24 июня 1941 года в газетах “Красная звезда” и “Известия” было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача “Священная война”. Известно, что наброски к нему появились у поэта как впечатление от кинохроники бомбардировок городов Испании. Черновики говорят о том, что автор не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки и строфы. Окончательно же стихотворение сформировалось буквально в день нападения Германии на СССР. Поэтические строки потрясли руководителя Краснознамённого ансамбля песни и пляски Красной армии Александрова. Он сразу же сел за рояль и сочинил музыку для песни. Уже 26 июня на площади Белорусского вокзала состоялась её премьера для бойцов, уезжающих на фронт. Группа ансамбля, взоб р а в ш и с ь на импровизированный помост, поёт первые строки, шум вокзала затихает, люди слушают великую песню, у многих слёзы на глазах, впрочем, как и у исполнителей… Песню просили исполнить пять раз! С этого дня она стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Её пели всюду — на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя кремлёвских курантов она звучала по радио. Александр Александров в своё время писал: “Я не был никогда военным специалистом, но у меня всё же оказалось могучее оружие в руках — песня. Песня так же может разить врага, как и любое оружие!”
“РАСКУДРЯВЫЙ КЛЁН ЗЕЛЁНЫЙ…”
В 1940 году поэтом Яковом Шведовым и композитором Анатолием Новиковым была создана песенная сюита о молдавских партизанах. Всего в ней было семь песен, среди них и “Смуглянка”, написанная на основе молдавского фольклора. В начале войны ноты цикла у Новикова потерялись. Восстановив по памяти черновые наброски, Анатолий Григорьевич показал “Смуглянку” на радио. Но ему сказали, что стране нужны патриотические песни, а не “фривольные финтифлюшки”. Песню слегка переписали и в таком виде показали Александру Александрову. В итоге она была включена в репертуар прославленного ансамбля. Песню, однако, долго не хотели выпускать. Только в 1944 году, когда она уже потихоньку разошлась по фронтам, случилась трансляция по радио. Так весёлая, бойкая песня, рассказывающая о событиях ещё Гражданской войны, стала собирательным образом любви молодых людей, объединённых общей борьбой с немецкими захватчиками. В 1973 году песня прозвучала в трогательном фильме Леонида Быкова “В бой идут одни “старики”.
“ДО ТЕБЯ МНЕ ДОЙТИ НЕЛЕГКО…”
Одна из самых первых лирических песен военных лет родилась совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене в своём письме к ней. Сурков вспоминал: “Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно. Оно не собиралось быть песней… Это были шестнадцать “домашних” строк из письма жене. Письмо было написано после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой…” Уставший Алексей Сурков отогревался в землянке и писал в блокнот строки знаменитой песни. “Так бы и остались эти стихи частью письма, — говорил он, — если бы уже где-то в феврале 1942 года не приехал из эвакуации композитор Константин Листов. Он стал просить “что-нибудь, на что можно написать песню”. И тут я вспомнил о стихах, написанных домой…” Через неделю композитор исполнил песню в редакции газеты, оставив репортёрам нотные записи. Потом она попала в “Комсомольскую правду”, откуда и пошла в народ. Интересен тот факт, что за слова “до смерти четыре шага” песню долго пытались не пропустить, просили заменить упаднические строки, но за песню вступились все, кто её любил, и текст остался неизменным.
“Я СПОКОЕН В СМЕРТЕЛЬНОМ БОЮ…”
История создания всенародно любимой песни очень интересна. В 1942 году во время работы над знаменитым кинофильмом “Два бойца” у режиссёра Леонида Лукова не получалось снять эпизод, когда солдат пишет письмо домой. Неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца. Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Тот уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Режиссёр вспоминал, как ночью они десять раз повторяли запись песни, но всё было не то. Наконец Марку Бернесу удалось добиться нужного звучания. На улицу вышли уже утром и услышали: какие-то люди, очевидно, работники студии, напевали их только что рождённую песню. Есть ещё одна маленькая интересная подробность. Вскоре после того, как “Тёмная ночь” прозвучала с экранов, она была записана в студии грампластинок. Когда стали испытывать, послышался какой-то хрип. Взяли вторую пластинку — то же самое. Поставили третью, пятую, седьмую — брак. Оказалось, испорчена матрица: женщина-техник, записывая песню, горько плакала, и матрица была обильно полита её слезами… Так что в свет “Тёмная ночь” вышла только со второй попытки.
“И ПОКА ЗА ТУМАНАМИ ВИДЕТЬ МОГ ПАРЕНЁК…”
Музыку к стихотворению Михаила Исаковского “Огонёк”, напечатанному 19 апреля 1943 года в газете “Правда”, стали сочинять многие композиторы и музыканты, как известные, так и любители. Однако все эти мелодии не имели ничего общего с той, с которой песня обрела популярность. “Огонёк” с этой мелодией пели на всех фронтах, но её автор оказался неизвестен. Позже были выпущены грампластинки, где указывалось, что автор текста — Исаковский, а музыка — народная. Многие музыканты пытались доказать, что именно они являются авторами музыки к песне. Была созвана специальная комиссия Союза композиторов, которая установила, что ни один из этих людей не мог написать её, а мелодия более всего похожа на танго “Стелла”, автор которого также неизвестен. Поэт Евгений Долматовский так объяснял секрет “Огонька”: “Мы просто забыли обстановку военного времени. Когда враг напал на нашу страну, было введено затемнение. На улицах — ни фонаря, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами чёрной бумаги. И тут на фронт прилетела песня “Огонёк”. Сейчас трудно себе представить, какое ошеломляющее впечатление произвела эта картина: уходит боец на позиции и долго видит огонёк в окне любимой. А люди знали: половина страны погружается ночью в непроглядную темноту. Вражеские самолёты не найдут цели! Поэтический образ огонька на окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонёк, никогда не погаснет!”