Найти тему
Чтец смыслов

«Для хирурга не должно быть “случая”, а только живой страдающий человек»

Архиепископ Крымский Лука
Архиепископ Крымский Лука

Сейчас, когда новостные ленты информационных агентств заполнены сообщениями о борьбе с коронавирусом, о критических условиях, в которых зачастую приходится работать медперсоналу госпиталей и больниц, самое время вспомнить выдающегося врача-хирурга, учёного с мировым именем, удостоенного в1946 году Сталинской премии за труд «Очерки гнойной хирургии» - настольной книги полевых хирургов в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг., и одновременно иерарха Русской Православной Церкви, - архиепископа Луку (Войно-Ясенецкого). В 2000 году архиепископ Лука был прославлен в лике святых как священноисповедник.

Уникальность его личности в том, что в годы жестоких гонений на Церковь со стороны советского государства, при всех трагических обстоятельствах его жизни, по-человечески отчаянных, несмотря на аресты, ссылки, тюрьмы и пытки, до своей смерти в 1961 году, архиепископ Лука продолжал совмещать служение Церкви и работу врача.

Разделять деятельность такой цельной личности, какой был владыка Лука, на врачебную и церковную, конечно, нельзя, но на основе его жития, составленного известным церковным историком, доктором исторических наук архимандритом Дамаскиным (Орловским), можно попытаться ответить на вопрос, почему он может служить прекрасным нравственным примером для современных медиков.

Владыка Лука «принадлежал к тем редким, исключительно значимым для народа людям, которые не могут делать что-то лишь для себя, ограничиться деланием того, что лично им нравится, для них долг служения ближним – не пустые слова, и потому они в своей деятельности занимаются не чем попало, не идут вслед случайного выбора, не строят на чужом фундаменте, но стараются найти то, что необходимо сделать сейчас и что полезно для всего общества».

В 1917 году Валентин Феликсович (мирское имя архиепископа Луки) начал работать главврачом городской больницы в Ташкенте. Началась гражданская война, после частых перестрелок в больницу привозили много раненых «и всегда в этих случаях вызывали Войно-Ясенецкого, как опытного хирурга. По первому требованию он сразу же отправлялся в больницу, никогда не выказывая никакого неудовольствия, даже тогда, когда, с точки зрения опытного врача, его звали по пустякам. Никто в это время не видел его гневным, или вспылившим, или раздражённым. Он со всеми говорил ровным, спокойным, негромким, чуть глуховатым голосом. Если ему что-либо не нравилось, то свои замечания он выражал таким же ровным, спокойным тоном».

Будучи верующим человеком Валентин Феликсович «не скрывал своей веры от коллег в больнице. Прежде чем приступить к операции, он всегда осенял себя крестным знамением и некоторое время сосредоточенно молился перед иконой Божией Матери, которая висела в операционной».

В 1921 году он был рукоположен во священника. Будучи в то время профессором Ташкентского университета, он читал лекции в рясе с крестом не груди, открыто исповедуя свою веру. «Власти <…> пытались его уговорить бросить церковное, но на все их уговоры он не обращал никакого внимания – перед каждой операцией по-прежнему молился и благословлял больных. При всей ненависти безбожников к христианству против действий врача-священника трудно было что-то возразить, потому что его отношение к больным было с нравственной точки зрения безупречным, являя собой образец труднодостижимого идеала для любого врача, а вот этим христианским врачом и достигнутого».

В 1923 года о. Валентин был пострижен в монашество с наречением имени Лука. В мае этого же года он был рукоположен во епископа. Через неделю после хиротонии епископ Лука был арестован ОГПУ и отправлен в ссылку в Сибирь. В начале 1926 года после окончания ссылки епископ Лука вернулся в Ташкент. Из университета он был уволен как неблагонадёжный. Приём больных он стал вести на дому. Число желавших попасть к нему на приём исчислялось сотнями человек. «Владыка всю жизнь оставался внимательным к чужим бедам. Заметив однажды на ступеньках городской больницы девочку-подростка с маленьким мальчиком, он стал расспрашивать их и выяснил, что их отец умер, а мать в больнице, и, по-видимому, надолго. Епископ повёл детей к себе домой, а потом нанял женщину, которая стала помогать им по хозяйству, пока не выздоровела их мать. Впоследствии эта девочка сначала помогала владыке при врачебных приёмах, а затем, освоив основы медицины, стала хорошей медицинской сестрой. Епископ посылал её искать по городу больных, нуждающихся в помощи и материальной поддержке. Когда такие больные находились, владыка навещал их, лечил и помогал деньгами. Епископ Лука учил своих помощников: «Главное в жизни – всегда делать добро; если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое».

В феврале 1936 года епископу Луке была присуждена учёная степень доктора медицинских наук без защиты диссертации за «непрерывную научную деятельность в течение 27 лет, результатом которой явился ряд ценных работ, во главе которых должен быть поставлен солидный и важный для хирургов труд «Очерки гнойной хирургии». Этот труд, опубликованный в 1934 году, положил начало отдельному направлению а медицине.

Летом 1937 года епископ Лука был арестован, провёл в тюрьме 2,5 года, претерпел пытки, в том числе следственного «конвейера», голодовки, но не сдался, не оговорил ни себя, ни других. В феврале 1940 года он был приговорён к пяти годам ссылки в Красноярский край. С началом Великой Отечественной войны в Красноярске были размещены десятки госпиталей. Епископ Лука предложил властям свою помощь в качестве хирурга. В октябре 1941 года он был назначен консультантом всех госпиталей Красноярского края.

«Владыка брал к себе самых тяжелых больных; во время прихода в Красноярск эшелонов с ранеными, он посылал встречать их своих сотрудников-врачей с просьбой, чтобы они отбирали для него самые сложные случаи, которые считались безнадежными; многие из этих раненых выжили лишь благодаря тому, что их лечил епископ Лука. Здесь большое значение имело не только врачебное искусство святителя, но еще в большей степени его вера в помощь Божию, здесь было явлено множество чудес, которые Господь сотворил руками архиерея». Владыка Лука учил своих помощников «человеческой хирургии»: с каждым раненым он вступал как бы в личные отношения. «Владыка знал каждого своего больного в лицо, знал его имя, фамилию, держал в памяти все подробности операции и послеоперационного периода; он говорил своим коллегам-врачам: «Для хирурга не должно быть “случая”, а только живой страдающий человек». По воспоминаниям его бывших сотрудников владыка Лука очень сильно страдал, если кого-то из раненых ему не удавалось спасти.

Знавшие его лично отмечали крайнюю правдивость владыки. Он никогда не лгал и доверял тому, что говорили ему другие. Был человеком совести. Уже с молодых лет «он готов был лучше отказаться от службы, чем от принципов. А за земное благополучие он никогда не держался». Он никогда не был стяжателем. Из полученной в 1946 году Сталинской премии в двести тысяч рублей – «сто тридцать тысяч владыка пожертвовал на помощь детям, пострадавшим от последствий войны». Питался и одевался владыка очень просто и «зачастую ходил в чиненых рясах. Всякий раз, когда племянница предлагала ему сшить новую одежду, он говорил: «Латай, латай, Вера, бедных много». В епархии по распоряжению владыки велись длинные списки нуждающихся. В конце каждого месяца по этим спискам рассылалось тридцать-сорок почтовых переводов».

Архиепископ Лука скончался 11 июня 1961 года, навсегда оставаясь в памяти людей врачом телесным и духовным.

В заключение хотелось бы обратить внимание читателей на самое главное: владыка Лука жил по Евангелию и духовный смысл его поступков объясняется следованием евангельским заповедям во всех самых сложных жизненных обстоятельствах.

С полным житием священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого) можно ознакомиться на сайте Фонда "Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви: http://www.fond.ru/userfiles/person/453/1531921683.pdf