Найти в Дзене
Свой среди Своих.

Томас Эндрюс и его "стальные дети". Великий британский судостроитель и его творения.

Источник Google
Источник Google

Томас Эндрюс—один из новаторов судостроения. Под его руководством были построены три беспрецедентных в мире по своим размерам,роскоши,надежности и сервису обслуживания,не уступающие в некоторых моментах среднестатистическим современным пассажирским судам трансатлантические лайнеры. Первым в этом трио, названным "Олимпик-класс" стал суперлайнер "Олимпик"(введен в эксплуатацию 14 июня 1911 года),вторым– "Титаник (введен в эксплуатацию немногим позже "Олимпика"),а третьим, самым совершенным из всех– "Гигантик" (после катастрофы "Титаника" переименован в "Британник".

Суперлайнеры "Олимпик" (слева) и "Титаник" (справа)
Суперлайнеры "Олимпик" (слева) и "Титаник" (справа)

Коммерческое плавание этот лайнер не осуществил ни разу, поскольку ввод в эксплуатацию корябля пришелся на год начала Первой Мировой войны.В этой войне он и принял участие как госпитальное судно. "Дожить" до победы "Британнику" было не суждено.Судно подорвалось на мине в 1916 году перевозя на борту раненых бойцов).

Британник в окраске госпитального судна.Так он был защищен Международной конвенцией, поскольку не считался военным.Источник:Википедия.
Британник в окраске госпитального судна.Так он был защищен Международной конвенцией, поскольку не считался военным.Источник:Википедия.

Как же происходило становление великого конструктора?

Рождение,детство и становление конструктора.

Томас Эндрюс родился 7 февраля 1873 года в ирландском Комбере в семье члена Тайного Совета Ирландии. Был вторым ребенком в семье. Ещё с детства мальчик стал проявлять способности к конструированию.В 1889 году устроился на верфь "Харланд энд Вульф", директором которой был его дядя–Уильям Пирри. Карьеру судостроителя начал в качестве подмастерья в конструкторском отделе.В 1901 году получил должность менеджера строительных работ и вошел в "Совет морских архитекторов".

Томас Эндрюс (стоит второй справа) не сразу стал конструктором.Он начал работу в качестве подмастерья в конструкторском отделе.
Томас Эндрюс (стоит второй справа) не сразу стал конструктором.Он начал работу в качестве подмастерья в конструкторском отделе.

В 1908 году конструктор обвенчался с Хелен Рейлли Барбур,через 2 года у пары родилась дочь Элизабет.

Томас Эндрюс с женой и дочерью. 1910. Фото из Википедии.
Томас Эндрюс с женой и дочерью. 1910. Фото из Википедии.

"Стальные дети" Томаса Эндрюса.

У верфи "Харланд энд Вульф" в то время существовал особый договор с судоходной компанией "Уайт Стар Лайн". Верфь обязывалась поставлять свою продукцию только этой компании. "Уайт Стар Лайн" же имела право покупать суда только у "Харланд энд Вульф".После появления в 1907 году у одного из главных конкурентов "Уайт Стар Лайн"–компании "Кунард Лайн" двух самых скоростных на тот момент трансатлантических лайнеров "Лузитании" и "Мавритании", прибыль первой заметно упала. Это побудило директора "Уайт Стар" Джозефа Брюса Исмея инициировать наличие в своем коммерческом флоте так называемые "фешенебельные лайнеры", которые, пускай и не были самыми скоростными,но по уровню сервиса, безопасности и роскоши превзошли бы "кунардовские". Тут и пришло время Томаса Эндрюса реализовать свои амбиции и способности как гения британской инженерной мысли.

Уильям Пирри (слева) и Брюс Исмей (справа) обсуждают условия строительства лайнеров "Олимпик-класса". Источник Википедия.
Уильям Пирри (слева) и Брюс Исмей (справа) обсуждают условия строительства лайнеров "Олимпик-класса". Источник Википедия.

Эндрюсу доверили техническую документацию. На его лайнерах были такие нововведения,как "двойное дно",препятствовавшее проникновению воды на верхние палубы судна. Вместо двух,как на тогдашних лайнерах водонепроницаемых дверей на Олимпике, Титанике и Британнике их было 15.

На всех судах "Олимпик-класса" были представлены:

  • Бассейн;
  • Турецкая баня;
  • Электрованна (прототип современного солярия);
  • Ресторан и два кафе;
  • Курительные салоны;
  • Библиотеки;
  • Открытые и закрытые променады;
  • Комната для любителей фотографии;
Плавательный бассейн на "Олимпике"
Плавательный бассейн на "Олимпике"
Турецкая баня на "Титанике". Источник ИИСТ.
Турецкая баня на "Титанике". Источник ИИСТ.

Условия работы экипажа тоже были на тот момент рочти идеальными:

  • Помещения для отдыха экипажа по уровню комфорта разительно отличались от тогдашних среднестатистических кораблей;
  • У кочегаров были помощники –триммера.Теперь им не приходилось самостоятельно бегать в бункер за углем.Да и смены были короче;

В самой системе управления судном стало больше автоматики;

Итог

Несмотря на гибель двух из трех судов "Олимпик-класса",на одном из которых ,"Титанике”, мистер Эндрюс героически встретил смерть,их создание было громадным прорывом в судостроении.Этот класс ”трансатлантиков" стал как бы переходной чертой между старой эпохой кораблестроения и новой.

Одной из версий гибели гениального конструктора была версия о том,что он в последние минуты жизни находился в курительном салоне. Фильм Джеймса Кэмерона "Титаник". Актер:Виктор Гарбер.
Одной из версий гибели гениального конструктора была версия о том,что он в последние минуты жизни находился в курительном салоне. Фильм Джеймса Кэмерона "Титаник". Актер:Виктор Гарбер.

Если Вам понравилась статья, поставьте лайк и напишите комментарий!

Хотите больше интересных статей—подписывайтесь на канал! Всем добра и роскоши!