С начала года валютный рынок страдал от чрезмерной волатильности. Когда грянул коронавирус, ситуация только усугубилась. Первой пострадал китайский юань (CNY). Спрос на него упал в середине января. Потом начался рост, но в конце февраля снова случился провал. По состоянию на третью декаду апреля 2020-го китайская нацвалюта немного пришла в себя и вернула потерянные позиции.
Вслед за Китаем проблемы начались у Австралии. Причин падения австралийского доллара (AUD) на фоне карантина из-за КОВИД-19 две:
- КНР — главный торговый партнер Австралии;
- инвесторы считают AUD валютой риска в периоды нестабильных рынков.
После того как ВОЗ объявила чрезвычайную ситуацию, коронавирус нанес сокрушительный удар по Европе. Больше всех досталось Италии, Германии, Испании и Франции. Это сказалось на стабильности евро.
Ситуацию попытался исправить Центробанк еврозоны (ЕЦБ). Он потратил больше € 750 млрд на поддержание экономики. Остальные страны Европейского союза вовремя спохватились и начали вводить карантин. По мнению экспертов, жесткие, а главное, своевременные действия помогли заложить фундамент для восстановления евро в долгосрочной перспективе.
На фоне пандемии COVID-19 ухудшились ожидания инвесторов относительно фунта стерлингов (GBP). Во-первых, британское правительство отреагировало на вспышку коронавируса медленнее всех. Во-вторых, Банк Англии опустил процентную ставку до 0,1 %. В результате большинство людей начало спешно избавляться от фунта, подорвав его позиции на межбанковском рынке.
Наиболее плачевной оказалась ситуация в США. Здесь пандемия COVID-19 создала максимум проблем. Однако доллар не стал менее популярным. За это нужно благодарить:
- ФРС. Правительственная организация обязалась поддерживать ликвидность рынков собственными финансовыми вливаниями.
- Привычки инвесторов. В последние десятилетия USD считался валютой последней инстанции, в которой безопаснее всего хранить сбережения.
Что касается российского рубля, он пострадал не от коронавируса. Всему виной падение нефтяных котировок. Жесткая привязка к нефтепродуктам сыграла с российской валютой злую шутку. Я полностью разделяю мнение экспертов: ситуация вряд ли изменится в лучшую сторону. Даже если в мае заработает сделка по ОПЕК+.
Чего ждать по окончании карантина из-за COVID-19
Аналитики не дают точных прогнозов. Они выдвигают версии о возможных вариантах развития событий.
V — значит «победа»
Лучшим исходом станет V-образное восстановление валютного и других рынков. В этом случае они вернутся к прежним показателям уже во II или III квартале 2020 года. Подобное развитие ситуации возможно, если меры по сдерживанию пандемии окажутся эффективными.
В дамки выйдут валюты стран, которые:
- не экономят на поддержке экономики;
- проводят налоговые стимулы;
- предлагают эффективное кредитование на выгодных условиях.
Там бизнес пострадает меньше всего. А значит, спрос на экспорт, импорт и валюту останется на привычном уровне.
U — значит «резкая рецессия»
Это один из самых вероятных сценариев, который станет явью, если карантин затянется и начнется рецессия, сопоставимая с Великой депрессией. Сильнейшему удару подвергнется туристическая отрасль, которая сильно зависит от валютных конвертаций. Следом снизится общественная активность. Люди продолжат делать покупки онлайн. Из-за этого пострадают офлайн-магазины, которые не предлагают доставку на дом.
Аналитики считают, что на U-образное восстановление потребуется длительное время. Масла в огонь будут подливать повторные вспышки пандемии.
L — значит «плохо для всех»
Такой сценарий запустит масштабный спад мирового ВВП. Если коронавирус не удастся побороть окончательно, с открытием границ будут существенные проблемы. Пострадает международная торговля. Придется менять весь сложившийся экономический порядок.
Самый сильный удар возьмет на себя малый и средний бизнес. Пострадает валютный рынок. Все, кто раньше сотрудничали с Китаем, могут сжечь мосты и направить свой капитал на реализацию локального производства товаров и продуктов. Намерение сделать это уже выразило Соединенное Королевство. По словам Доминика Рааба, исполняющего обязанности Бориса Джонсона, по окончании пандемии коронавируса Китай будет вынужден ответить на ряд неудобных вопросов. Из-за этого юаню придется трудно.
Вследствие масштабного спада мирового ВВП станет расти безработица. Она:
- сократит движение капитала;
- снизит спрос на многие виды валюты.
Люди будут пытаться сохранить сбережения, что скорее всего приведет к укреплению доллара и евро. Но рубль может пострадать.
Как коронавирус поменяет экономику
Скорее всего, политика глобализации будет постепенно уходить в прошлое. Я отчасти разделяю мнение экспертов, предрекающих реструктуризацию экономики. Есть вероятность, что сектор коммерческой недвижимости тоже может пострадать, так как компании откажутся от офисов и оставят значительную часть персонала на удаленке.