Развитие мирового сообщества в последние десятилетия все более явно ставит в центр системы образования и воспитания приоритет человеческой личности.
Развитие человеческого общества невозможно без активности его членов. Сама активность может быть направлена на разные моменты бытия личности и общества, носить репродуктивный или творческий, исполнительский или инициативный характер. Современное общество, находящееся в трудном поиске тенденций и путей своего развития, остро нуждается в инициативных творческих индивидах. Необходимость опоры на подрастающее поколение, создание условий для развития его социальной активности, умения мыслить, действовать, чувствовать, выбирать очевидна.
Социальная активность личности, как способность преобразовать себя и мир в соответствии с системой жизненных установок, обретается человеком под влиянием множества факторов, как стихийных, так и целенаправленных. Множество авторов обращались к этой теме, такие как, Соколова Н.А., Демидова С. А., Сорокина И. Р., Князева А.А., С. Б. Бурбаева, Керкис С. С и многие другие.
В современных реалиях образования, система дополнительного образования является максимально удобной площадкой для развития социальной активности. Однако существует проблема, связанная с недостаточной подготовкой педагога дополнительного образования к деятельности по развитию социальной активности подростка.
Объектом моего исследования стала деятельность педагога дополнительного образования по развитию социальной активности подростка.
Исследование было выстроено в форме анкетирования, которое ставило перед собой следующие цели:
1. Выявить степень ознакомленности педагогов дополнительного образование с темой развития социальной активности подростков
2. Выявить важность этого вопроса среди педагогов дополнительного образования
3. Уточнить у участников анкетирования возможность инструментария и возможности получения соответствующих знаний
4. Выявить оптимальные формы для получения необходимых знаний для дальнейшей разработки обучения педагогов
В исследовании приняло участие 25 педагогов дополнительного образования. Более половины из них являлись молодыми специалистами и имели стаж до 5 лет.
Большинство респондентов понимают термин «социальная активность», как целостно-социально-психологическое качество личности, которое базируется на потребностях и интересах личности и существует как внутренняя готовность к действию. Также большинство респондентов выбрали все из предложенных вариантов критериев по оценки социальной активности в своих учениках. Однако, никто не предложил свои способы формирования активности. При оценке своих учеников по 4 критериям активности – инициативности, организованности, самостоятельности и ответственности, более половины респондентов указали уровень своих воспитанников средний и ниже. Это может свидетельствовать о том, что развитию социальной активности не уделяется достаточное внимание в системе дополнительного образования.
Одним из наиболее интересующих нас вопросов стали способы, которые используют педагоги для развития у воспитанников социальной активности. Самым популярным ответом на вопрос стало «Участие в общественно-значимых акциях». К сожалению, в этом и заключается основная проблема исследования- педагоги находятся как бы в плену своих догадок и не имеют четкого понимания принципов и особенностей диагностики и развития социальной активности среди подростков. Те варианты ответов, которые стали наиболее популярны зачастую показывают ограниченность взгляда на проблему.
Финальный вопрос анкеты был о необходимости и желании получить дополнительные знания по вопросу развития социальной активности подростков, а также удобная для этого форма. Все анкетируемые ответили положительно и изъявили желание повысить свою квалификацию в данном вопросе, а наиболее удобная для этого форма – мастер-классы. Также, более половины респондентов выбрали «курсы повышения квалификации», «обмен опытом на методических объединениях» и «видео курсы».
Таким образом, подводя итоги, можно сделать следующий вывод: проблема развития социальной активности подростков среди педагогов дополнительного образования является актуальной проблемой для изучения. Исследование данного вопроса показало слабую степень ознакомленности и осведомленности педагогов по данной тематике. Но стоит отметить, что наподобие того, как система образования является динамичной системой, педагоги также готовы учиться новому и воплощать это в своей практике.