Найти тему

Как перейти от самозанятости к бизнесу?

Оглавление

Для начала нужно понять, что для вас бизнес в целом?
Для нас - это свобода и деньги. Эти вещи неразрывны между собой.

Без денег бизнес - благотворительность, без нужного уровня свободы - выгорание.

Опыт Натальи Сухаревой в руководстве сетью семейных клиник "Здравица" в Новосибирске подтверждает это. Работая по 4 часа в день, живя на 2 города и страны (Испания и Россия) клиник стало 5, а сотрудников 450.

Более 2500 часов практики коуча Юлии Булгаковой показали, что последствия выгорания обходятся дороже. Юлия сопровождает изменения в компаниях от 1500 человек и является стратегическим коучем предпринимателей, которые создали компании от 2500 человек.

После положительного опыта совместной работы (личной и корпоративной), решили создать проект "Лайтменеджмент". Он про управление бизнесом, но не про классические методы, а про умное и заботливое управление.

Наталья Сухарева @natalya.sukhareva и Юлия Булгакова @juliabulgakova
Наталья Сухарева @natalya.sukhareva и Юлия Булгакова @juliabulgakova

Вернемся к вам и вашей ситуации. Вы фрилансер или эксперт, а может руководитель, который хочет открыть свой бизнес и ищет информацию по построению команды. Но хотите вы стать собственником, который будет не работать круглыми сутками, а получать удовольствие от ведения бизнеса. Ведь давайте будем честны, ведь именно за этим мы и идем в бизнес. Чтобы быть свободными и счастливыми, а не для того, что бы за копейки работать 24/7, неся ответственность за все. .

Но! Прежде чем куда-то идти и что-то читать, точнее параллельно этому, ответьте себе на два вопроса: ⠀

  • Хочу ли я перестать быть специалистом? Есть ли мне чем заменить кайф быстрых видимых результатов? Правда ли мне нужен масштаб?Только не врите себе! А то сейчас так накрутили эту тему успешного успеха, что кажется, что маленькая уютная булочная — это фуфло, надо сразу становиться региональной сетью хлебозаводов, а иначе фигня какая-то..⠀ Не ловитесь в эту ловушку.
  • Смогу ли я организовать прибыль в своей компании, если не я — основной специалист? Обычно это модель, когда специалист уходит в управление + обучение.Но для этого нужно быть неплохим менеджером и хорошим преподавателем. А ведь не факт, что это вы. Ну и найти и обучить спецов под свою идею, а это не факт, что возможно в нужном уровне качества.

Очень важно слушать себя, и искать СВОЁ решение. Не всем нужен бизнес, иногда совершенно логично оставаться в самозанятости.

Если решение идти в бизнес, тогда читайте дальше.

Почему, если вы хотите роста бизнеса, самозанятость вам будет мешать?



Самозанятость — это когда собственник бизнеса является одним из основных специалистов своей компании.Какие последствия?⠀

  1. Такой бизнес нельзя продать, он не имеет стоимости. ⠀
  2. В большинстве случаев собственник выстраивает систему управления и контроля из парадигмы, что он всегда внутри. Именно из-за этого они НЕ настроены на его отсутствие. И в отсутствие собственника система сбоит и уж точно не развивается.⠀
  3. Смешение ролей. Собственник слишком часто смотрит на процессы глазами специалиста, а не управленца. Не анализирует объективные показатели, не смотрит на перспективу, не принимает неудобные для сотрудников решения, потому что «понимает их».⠀
  4. Или принимает эти решения, опираясь на своё собственное отношение к изменениям. А в его отношение автоматически вшито отношение собственника. Происходит некорректная презентация идей сотрудникам, без учёта их настоящего мнения.⠀
  5. Собственник является пределом роста для специалистов его типа (а чаще всего это ключевая специализация компании). Выше него либо не рискнут перепрыгнуть, либо он сам их осознанно или неосознанно подавит, боясь нарушения авторитета, ну или просто не сможет организовать этот рост. Люди не будут развиваться до своего максимального потенциала, в том числе будут уходить, как только дорастут до уровня собственника.⠀

Самые опасные для роста компании: пункты 2 и 5.⠀Выстраивание всех процессов происходит по-другому, если собственник изначально не планирует быть в оперативке.⠀

Вопрос к осмыслению: что бы вы сделали по-другому, если бы могли присутствовать в бизнесе не чаще 1 раза в 2 недели?

Если собственник перестаёт быть специалистом и сосредотачивается на управлении и развитии персонала (что логично, если он в чём-то спец), то он начинает правильно осознавать кто и что на самом деле зарабатывает в компании деньги.Вопрос к осмыслению: что приносило бы нужную прибыль, если бы вы перестали работать специалистом? В чем была бы ценность вашей компании?

Но тогда возникает вопрос, а как же быть, если я хочу оставаться главным экспертом и специалистом в своей компании, ведь клиенты идут на ваше лицо. И мы плавно переходим к следующему этапу.

Как организовать процессы в компании, где вы — лучший специалист и собственник одновременно?

  • Первое, что я посоветовала бы, это разделение ролей. Как вы сами и сотрудники вашей компании понимают, когда какие вопросы с вами обсуждать? Скорее всего никак. Внутри рабочего дня обычно обсуждается все подряд. И то, что должен решать специалист, и те, что являются сферой полномочий собственника. Когда вы работаете специалистом, нужно ограничить обращение к вам как к руководителю. Потому что в этот момент мозг находится в состоянии «специалист» и мыслит как специалист. На переключение нужно время и энергия. Зачем их тратить? Пару раз в неделю становитесь руководителем (ну или чаще, кому сколько нужно, может быть это будет час в день или 4 часа в день, смотря как распределены обязанности) и начинайте думать из этой роли: погрузитесь в состояние руководителя, освежите ключевые цели и показатели, приоритеты и т.д. И вот потом можно разговаривать с подчиненными. Не на бегу. Осознанно. Подготовленно.⠀ ⠀⠀

    И вообще прекращайте практику разговаривать
    «на бегу», «на ходу», «когда поймали». Даже если таки обращения есть, НЕ работайте с ними сразу по мере обращения. Зафиксировали, сказали, когда сможете заняться. И занялись им опять же из состояния руководителя, спокойно, сосредоточившись именно на этом вопросе. За исключением разве что самых простых.
  • Я бы выделила кого-то главного. Кого-то, кто сможет исполнять административные функции. И ему делегировала бы за относительно небольшие деньги текущее администрирование. Подготовить ему правила, инструкции и стандарты, сформировать систему мотивации этого человека. Но зато вы освобождаетесь от оперативной рутины, Можно сделать нескольких специалистов главными по нескольким разным направлениям, доплачивая им за административную работу, но не выделяя целую ставку (обычно это не целесообразно до какого-то размера бизнеса).
  • Работу специалиста я бы тоже реформировала. Часто собственники небольших бизнесов являются лучшими, самыми эффективными специалистами в своей небольшой компании. И поэтому они забирают на себя основной поток клиентов и генерят основной поток денег. Вышел в отпуск — денег существенно меньше или вообще хватает только на аренду и коммуналку с зарплатами. Это не дело. Остальные сотрудники должны генерить прибыль, даже если не работает собственник. И это должно стать отдельной задачей.Пути я вижу два:
  • набрать таких специалистов, которые будут не менее эффективны, чем вы, и научиться ими управлять.
  • начать учить своему подходу, фишкам, навыкам менее эффективных специалистов, но они для этого должны быть мотивированными. Часто приходится под эту задачу брать новеньких, потому что стареньким «и так все хорошо».

Последний пункт сложный. Потому что требует других компетенций: обучения, создания команды, мотивации и т.д. Но этому можно научиться на опыте, читая книги, посещая тренинги. Зато он дает реально больше свободы. Главное — увидеть эту картинку, поставить цель и постепенно к ней двигаться, создавая качественные рабочие отношения внутри своей команды.

Вы можете подробнее ознакомится со всеми нашими наработками на эти темы на наших мастер-классах и лекциях
Проекта Лайтменеджмент:

Лекция
"МЫШЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ"

Лекция "ВИДЕНИЕ КАК ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И БИЗНЕСА"

Лекция "ОБРАЗ ЛИДЕРСТВА. КТО Я КАК АВТОР СВОИХ ПРОЕКТОВ?"

Мастер-класс "ОГРАНИЧЕНИЯ СОБСТВЕННИКА. Что мешает расти вашему бизнесу?"

Курс
«Стержневые компетенции лидера: 4 точки устойчивости» , программа которого подойдет не только руководителям и собственникам, а всем, кто стремится к повышению осознанности проживания собственной жизни.



Поделитесь в комментариях какие из этих пунктов кажется сейчас наиболее актуальным?


Что вызывает страхи и сопротивления?


О чем хотите узнать больше в следующих статьях?