Керченско-Феодосийская десантная операция, осуществленная в конце декабря 1941 года, стала одной из немногих действительно успешных советских боевых операций, проведенных в начальный период войны против Германии, и сыграла важнейшую роль в борьбе за Крым. Благодаря ее успеху не только был получен плацдарм на Керченском полуострове с портами Керчь и Феодосия, но и сорван первый штурм Севастополя - ввиду угрозы, созданной высадкой, немцы вынуждены были в самый критический момент отвлечь от атак на осажденный город значительные силы как сухопутных войск, так и авиации.
Переброска десанта на Керченский полуостров осуществлялась силами как собственно Черноморского флота, так и организационно входившей в его состав Азовской военной флотилии. Последняя должна была обеспечить захват плацдармов на северном побережье полуострова, и как раз эти действия получили в советской и затем российской исторической литературе гораздо менее подробное освещение, чем события, разворачивавшиеся южнее. Между тем, несмотря на куда более скромный достигнутый результат и большие потери, данная часть операции сыграла значимую роль в сковывании сил оборонявшей район Керчи германской 46-й пехотной дивизии, а участники высадки вынуждены были в силу ряда обстоятельств преодолевать серьезнейшие затруднения, действуя порой на грани возможного.
О том, как планировался и осуществлялся десант на северное побережье Керченского полуострова, красноречиво и подробно повествуют материалы расследования, произведенного военной прокуратурой Черноморского флота, которые были представлены в докладе военного юриста 2-го ранга, подполковника юстиции Юрия Суховия Военному совету Кавказского фронта 26 января 1942 года:
"По решению командования 51-й армии десантные отряды должны были быть высажены на северном побережье полуострова в пяти пунктах: Казантийский залив, мыс Зюк, мыс Тархан, мыс Хрони и Еникале. В соответствии с этим решением были организованы пять отрядов кораблей с десантом, которыми командовали: капитан-лейтенант Шиповников, капитан 2-го ранга Грозный, капитан-лейтенант Николаев, капитан 3-го ранга Дубовов и капитан-лейтенант Иосса.
В указанный срок, то есть к 5 часам 26 декабря 1941 года, к заданным местам высадки десанта не прибыл ни один из названных отрядов кораблей.Раньше всех подошел к месту высадки (мыс Хрони) 4-й отряд кораблей под командой капитана 3-го ранга Дубовова, которым в первый день операции и была высажена без потерь вся десантная группа первого броска.
В районе заданного пункта (мыс Зюк) была высажена часть десанта с кораблей второго отряда под командой капитана 2-го ранга Грозного.
В этом же районе по приказанию контр-адмирала Горшкова была высажена часть десанта первого отряда капитан-лейтенанта Шиповникова, который к заданному месту высадки (Казантийский залив) опоздал при следовании на переходе.
Не были высажены десантные группы двух отрядов кораблей: капитан-лейтенанта Иосса (Еникале) и капитан-лейтенанта Николаева (мыс Тархан).
Всего в первый день десантной операции из 7681 человек, направленных на высадку, было высажено 3072 человека. Не высажено было и значительное количество боевой техники. Всего за период с 26-го по 29-е декабря 1941 года на северном побережье Керченского полуострова с кораблей Азовской военной флотилии было высажено 6140 человек из 12362 отправленных с мест посадки, а также большая часть погруженной боевой техники.
Возвращено было в Темрюк за весь период операции 5024 невысаженных человек.
Погибло за время операции на кораблях при подходе к пунктам высадки 1198 человек. Командир же 224-й дивизии подполковник Дегтярев считает, что погибло приблизительно около 1500 человек, но точных данных не имеет. Кроме того, затонуло шесть пушек 76-мм, две 45-мм, две 37-мм и другое вооружение (минометы, автоматы, винтовки).
За период с 26 по 29-е декабря 1941 года у северного побережья Керченского полуострова погибли: землечерпалка, два парохода, паровая шаланда, два тральщика, десять сейнеров и три баржи, то есть 19 судов, из них шесть наиболее крупных при бомбежке авиацией противника.
Следствием неудач при высадке первого броска десанта было нарушение движения второго и третьего эшелонов и ограниченные боевые действия высаженных десантных групп на берегу.
Основными причинами невыполнения плана десантной операции по данным расследования являются:
1) Несвоевременный подход отрядов кораблей к местам высадки. Вместо заданного времени - 5 часов 26 декабря, корабли отрядов подходили весь день 26 декабря. В результате того, что корабли подходили и начали высадку днем, противник имел возможность организовать сопротивление с воздуха (с 10:30 - 11 часов 26 декабря) и с берега.
2) Полное отсутствие прикрытия десантной операции частями ВВС 51-й армии, в результате чего вражеская авиация безнаказанно бомбила и штурмовала корабли и нанесла наиболее чувствительные потери.
3) Отряды кораблей к моменту подхода к пунктам высадки были лишены основного вида высадочных средств - байд (лодок), которые в количестве около 150 штук следовали на буксире за кораблями и были уничтожены на переходе свежей погодой. Штормом были также разбросаны сейнера, большая часть которых прибыла с большим опозданием, а часть не прибыла совсем.
4) Часть командиров Азовской военной флотилии и армейских соединений (224-я стрелковая дивизия) при подходе к пунктам высадки проявила нерешительность, а в отдельных случаях и трусость при оказании сопротивления с берега и при нападении вражеской авиации, и, не предпринимая энергичных попыток к высадке войск, уходила от берега в море для маневрирования от нападавшей авиации, а также возвращала корабли в Темрюк с невысаженными войсками (капитаны-лейтенанты Иосса (осужден к 10 годам лишения свободы), Шиповников, командование 224-й стрелковой дивизии (ведется следствие прокуратурой 51-й армии), ряд комендантов сейнеров и др.).
На основании материалов, собранных при расследовании, надлежит указать на следующие недостатки и недочеты в подготовке Азовской военной флотилией десантной операции:
а) Недостаточно тщательно была организована работа по планированию операции, в частности по определению скорости перехода отрядов кораблей до заданных пунктов. Фактически руководил всей этой работой начальник Оперативного отделения штаба Азовской военной флотилии капитан-лейтенант Загребин. Привлекались к этой работе также начальник Отдела военных сообщений Азовской военной флотилии военный инженер 2-го ранга Захаров, флаг-штурман Азовской военной флотилии капитан-лейтенант Николаев.
Расчеты времени, необходимого для перехода отрядов кораблей в места высадки, были построены на данных о скоростях транспортных и рыболовецких судов, полученных от пароходства и рыболовецких организаций. Данные эти были приняты на веру и силами Азовской военной флотилии не проверялись, как не проводилось и тренировочных переходов кораблей, что объяснено контр-адмиралом Горшковым недостатком топлива.
Как оказалось при операции, скорости ряда кораблей фактически были значительно ниже, чем они были приняты при планировании.
Расчеты времени, необходимого на переход, были разработаны с условием наличия средней (т.е. благоприятной) погоды с ветром силой не более 4-х баллов. В соответствии с этим были также намечены и средства высадки (лодки), а также и способы их буксировки.
Других вариантов расчетов составлено не было. По показаниям командиров отрядов (Грозного, Николаева и др.) командование высказывало мнение о невозможности высадки десанта при ветре больше 4-х баллов.
Фактическая погода в период проведения операции, то есть наличие ветра от 6 до 7, а на отдельных участках до 9 баллов, волны в 4 - 5 баллов, сломала намеченные расчеты. Скорость хода кораблей была резко сокращена, высадочные средства использованы быть не могли, порядок следования кораблей и связь между ними были резко нарушены. Более раннего выхода кораблей с мест посадки командование Азовской военной флотилии не организовало, объясняя это небольшим сроком, которым оно располагало после получения извещения о времени высадки, а также тем, что буксировка транспортов продолжалась весь день 25-го декабря.
Отсутствие расчетов проведения операции в условиях свежей погоды со всеми вытекающими отсюда последствиями следует считать результатом недостаточно тщательной разработки всех вопросов, относящихся к операции в период ее планирования. Показаниями Загребина, Бархоткина и др. установлено недостаточное внимание командования Азовской военной флотилии к организации штабной работы как в период подготовки, так и при проведении операции, когда контр-адмирал Горшков направил штабных работников с отрядами кораблей, оставшись на берегу для осуществления руководства фактически один.
б) Недочетом в подготовке операции было отсутствие четких указаний по организации работы тыла Азовской военной флотилии в деле материального обеспечения десантной операции. Особенно остро отразился на качестве подготовки и проведения операции несвоевременный и недостаточный завоз в Темрюк угля, который поступал и перегружался на корабли отрядов еще 25 декабря 1941 года, то есть в день выхода в море с десантом. По этой причине нарушались сроки (и без того поздние) выхода кораблей. Так было с отрядом Грозного и с кораблями других отрядов. Необходимо учесть, что доставка угля в Темрюк проходила в условиях бездорожья, отсутствия собственного автотранспорта у Азовской военной флотилии и слабой помощи последней со стороны 51-й армии.
в) Намеченные как основное средство высадки, собранные по побережью 140 - 150 байд (лодок) фактически не были применены при проведении операции, проходившей в свежую погоду. Вместо использования их при высадке десанта, байды стали помехой и одной из причин позднего подхода кораблей к пунктам высадки. Из Темрюка байды были взяты по 2 - 3 на буксир за кораблями. В условиях шторма их начало обрывать, опрокидывать и заливать водой. Те байды, которые удалось доставить к пунктам высадки, также не удалось использовать, так как они опрокидывались накатом при попытках высаживать ими десант.
Учитывая осведомленность командования Азовской военной флотилии о прогнозе погоды, неправильным был допуск буксировки байд за кораблями на тонких концах, тогда как была возможность поднять их на борт более крупных кораблей.
Неудачным оказалось использование в качестве высадочных средств и сейнеров, которые частью были разбросаны штормом на переходе, а часть их не могла подойти к берегу из-за наката. В результате отсутствия высадочных средств имели место наиболее крупные потери людского состава на землечерпалке "Ворошилов", погибшей при бомбежке вражеской авиацией (500 человек).
Таким образом, вопрос о способах высадки и средствах для этого в условиях свежей погоды, при которых пришлось производить высадку десанта, не был достаточно подготовлен командованием Азовской военной флотилии.
г) Отрицательно отразились на качестве подготовки к операции неоднократные изменения (в сторону увеличения) задания Азовской военной флотилии от командования 51-й армии, имевшие место до последнего дня. Эти изменения задания вызывали необходимость изменения в подготовке материальной базы для операции (плавсредства, оснащение и прочее), а также затрудняли точность планирования операции.
Недостаточным было и время, имевшееся в распоряжении командования Азовской военной флотилии на посадку 7-тысячного десанта на 57 кораблей. Так, о времени высадки десанта было сообщено в 11 часов 24 декабря, то есть за 42 часа до заданного времени высадки, тогда как на один только переход потребовалось около 20 часов.
д) Как установлено расследованием, 28 декабря 1941 года военком Азовской военной флотилии полковой комиссар Прокофьев, выйдя в море на катере МО-128 и подобрав в районе мыса Хрони шлюпку с бойцами, передал с их слов шифровку с непроверенными сведениями о том, что весь берег занят и укреплен противником, а десант уничтожен. Аналогичную шифровку в адрес командующего 51-й армии направил и командир 224-й стрелковой дивизии полковник Дегтярев. Эти сообщения не соответствовали действительности и несколько дезинформировали командование Азовской военной флотилии и 51-й армии.
При всех изложенных выше недочетах и недостатках подготовки и проведения десантной операции на северном побережье Керченского полуострова, результаты таковой были бы неизмеримо лучшими, а потери людского состава, боевой техники и кораблей значительно меньшими, если бы не было шторма на море, начавшегося в момент перехода морем кораблей с десантом и продолжавшегося весь период проведения операции, а также если бы частями ВВС 51-й армии была выполнена боевая задача по прикрытию операции от налетов вражеской авиации.
По данным следствия, 26 - 29 декабря 1941 года на море в районах проведения десантной операции дул ветер различных направлений силой от 5 до 8 баллов. Отрицательное влияние шторма на своевременность подхода кораблей к заданным пунктам высадки, на порядок следования кораблей (с изношенными механизмами) и связь между ними на переходе, на высадку десанта байдами и сейнерами изложено выше. Командование 224-й стрелковой дивизии, находившееся на канонерской лодке "Дон", своими телеграммами беспрерывно указывало на невозможность высадки десанта в условиях шторма.
Как установлено расследованием, наибольшие потери в людях, материальной части и кораблях имели место в результате налетов вражеской авиации на корабли с десантом, весь период операции не прикрывавшиеся с воздуха истребительной авиацией ВВС 51-й армии. Потоплены авиацией противника: землечерпалка "Ворошилов", пароход "Пенай", паровая шаланда "Фанагория", тральщик "Кизилташ", сейнер "Декабрист", баржа-болиндер № 59. Командующий ВВС 51-й армии генерал-майор авиации Белецкий объяснил невыполнение задачи по прикрытию десантной операции метеорологическими условиями и отсутствием горючего на отдельных аэродромах (Запорожская). Расследование в этой части производится военной прокуратурой 51-й армии. О беспрерывной бомбежке кораблей вражеской авиацией доносили не только командиры отрядов, но и командование 224-й стрелковой дивизии, сообщавшее о невозможности дальнейшей высадки десанта в условиях бомбежки с воздуха и отсутствия прикрытия, и по показаниям свидетелей требовавшее не только возвращения в Темрюк, но и возвращения высадившихся на полуостров...
Учитывая, что основные обстоятельства, определившие затруднения при высадке десанта, гибель людского состава, материальной части и кораблей - штром и отсутствие прикрытия операции с воздуха - от деятельности командования Азовской военной флотилии по подготовке и проведению операции не зависели, считаю возможным за изложенные в докладной записке недостатки и недочеиы контр-адмирала Горшкова и полкового комиссара Прокофьева к судебной ответственности не привлекать, а ограничиться наложением на них строгого дисциплинарного взыскания.
Помощник военного прокурора Черноморского флота, военный юрист 2-го ранга Суховий"