«Фигура императора Франции неизменно притягивала к себе восторженные взоры современников.
"Невозможно было, побеседовав с ним десять минут, — пишет один из них, — не признать в нем человека с широким кругозором и с исключительными способностями".
Стендаль, его верный поклонник, вместе с великой армией участвовавший в Московском походе в качестве интенданта, так характеризует своего кумира в период после итальянского похода и накануне прихода к власти:
"Тем временем и молодому генералу и всем вообще стало ясно, что во Франции нет такого поста, который являлся бы подходящим для него. Даже жизнь частного лица, и та для него была полна опасностей; в славе, его окружавшей, и в его манере держать себя было нечто необычайно романическое, необычайно увлекательное... Нередко в этот период, как и впоследствии, когда им овладевало уныние, Бонапарт страстно жаждал покоя, мирной, частной жизни. Ему казалось, что на лоне природы он обретет счастье"
Фатализм, вера в судьбу, в свою избранность — это одна из ведущих черт романтических возвышенных личностей. Наполеон был человеком своей эпохи. Он любил яркие фразы и афоризмы.
"На той пуле, которая меня убьет, будет начертано мое имя", — любил повторять кумир целого поколения.
"Язык, мысли, манеры, — пишет Мельци, — все в нем поражало, все было своеобразно. В разговоре, так же как и на войне, он был чрезвычайно находчив, изобретателен, быстро угадывал слабую сторону противника и сразу же направлял на нее свои удары. Из всех его способностей его самая выдающаяся — это поразительная легкость, с какою он по собственной воле сосредоточивал свое внимание на том или ином предмете и по нескольку часов подряд держал свою мысль как бы прикованною к нему, в беспрерывном напряжении, пока не находил решения, в данных обстоятельствах являвшегося наилучшим. От природы вспыльчивый, решительный, порывистый, резкий, он в совершенстве умел быть обворожительным и посредством искусно рассчитанной почтительности и лестной для людей фамильярности очаровывать тех, кого хотел привлечь к себе".
Эта мужественная душа, по свидетельству современников, обитала в невзрачном, худом, почти тщедушном теле. Энергия этого человека, стойкость, с какою он при таком хилом сложении переносил все тяготы, казались его солдатам чем-то выходящим за пределы возможного. Здесь кроется одна из причин неописуемого воодушевления, которое он возбуждал в войсках.
Но Наполеон, как и любой другой романтик, по меткому выражению В.Г. Белинского, мог "высоко говорить, но дурно поступать". Дело в том, что возвышенные личности "почитают всех нулями, а единицами себя". Вспомним Раскольникова, героя романа Достоевского, разделяя людей на "тварей дрожащих и право имеющих", он постоянно сравнивал себя с Наполеоном.
Эта обратная сторона романтического титанизма всегда будет давать знать о себе».
Отрывок взят из книги писателя, литературоведа, публициста Евгения Жаринова «Роковой романтизм».
Романтизм раскрыл человечеству тайну древнеегипетских иероглифов, познакомил с динозаврами, подарил консервную банку и явил мрачный гений Наполеона. Айвазовский, Байрон, Гюго, Вагнер, Ницше – вот неполный перечень гениев, рожденных эпохой романтизма. Новая книга Евгения Жаринова посвящена этой противоречивой эпохе в истории культуры человечества.