В чем главная ошибка потенциальных инвесторов?
Обратиться сразу в несколько компаний и ждать, когда вам по электронной почте вышлют наиболее привлекательные предложения по всей Испании, чтобы дистанционно выбрать самое подходящее из них и приехать на просмотр.
Исходя из собственного опыта, могу точно сказать, что такая схема не работает. Во-первых, потому что покупка коммерческой недвижимости — это процесс гораздо более сложный, чем покупка, например, квартиры для переезда вашей семьи.
Объявления о продаже жилых помещений публикуются во всех доступных источниках, но база коммерческих инвестиционных объектов — это чаще всего закрытая информация.
Хороший коммерческий актив является неким золотым запасом семьи или предпринимательской группы, и продаётся он в том случае, если собственнику либо не хватает денег для оборота, либо он переносит капитал в новый актив, более дорогой и перспективный. Именно поэтому далеко не все коммерческие объекты находятся в прямом доступе в режиме онлайн, а предложения о продаже некоторых из них, обычно самых рентабельных и востребованных для инвестиций, не публикуются вовсе.
Эти объекты в рекламе не нуждаются, продаются быстро, и чаще всего эти сделки доверяют хорошо осведомлённым специалистам на местах. Во-вторых, это тот самый случай, когда количество не перерастает в качество.
Если вами занимаются сразу несколько компаний, велика вероятность некомпетентности и принятия необдуманных решений. Инвестиции в недвижимость Испании.
С чего начать?
Оцените размер ваших инвестиций и выберите примерный регион. Конечно, каждый случай индивидуален, но в целом я бы говорил либо о покупке коммерческой недвижимости в уже освоенном и развитом регионе, где вам обеспечен постоянный поток потребителей, либо о вложении средств в перспективный новый регион.
Условно говоря, можно купить готовый бизнес в Барселоне, Марбелье, Мадриде или Валенсии (магазин с арендатором, отель с управляющей компанией или ресторан, который уже работает многие годы) и получать доход на уровне 4,5–6,5% годовых или пойти другим путём — инвестировать в строящееся коммерческое помещение, например, в провинции Аликанте.
Приобрести земельный участок, построить гостиницу, торговые площади под магазины и офисы или выстроить свою собственную точку общественного питания, чтобы затем подыскать арендатора или продать сам объект с выгодной капитализацией своих инвестиций — как правило, плюс 25–30% от общих вложений.
Сами испанцы предпочитают второй вариант развития событий: продают свою коммерческую недвижимость с гарантированной рентой в 5–6% годовых, чтобы затем вложиться в ещё более перспективные для инвестиций проекты.
Как говорится, деньги делают деньги!