Найти в Дзене
Читай Про Себя

Простыми словами: саспенс

Слово "саспенс" - из английского вокабуляра, и по дороге в наш русский словарный запас оно не только сменило ударение со второго слога на первый, но и переехало из эмоциональной области в драматургию. Изначально su'spense обозначало нерешительность, сомнения, беспокойство - причём не только в художественном произведении, но и в жизни.

"Психо", реж. А. Хичкок
"Психо", реж. А. Хичкок

С лёгкой руки Франсуа Трюффо так стали называть фирменные хичкоковские напряжённые моменты, но впрямую переносить приёмы с экрана в книги - мысль не очень светлая. Тем более, что в литературе и без Хичкока своего саспенса хватает со времён царя Эдипа. С чем же его не надо путать?

"Саспенс" - это не страх. Чаще всего термин толкуют как "напряжённое ожидание", однако на фоне общего драматического или нарративного напряжения это более узкое понятие. Саспенс возникает, когда читатель или зритель начинает предвидеть, "планировать" для персонажа какую-то развязку, хорошую или плохую, но полной уверенности в том, что именно так и случится, нет. Частью этого "планирования" является наша эмоциональная и моральная оценка персонажа.

Эта героиня нагло плетёт свои интриги - ох, её же вот-вот разоблачат...
А этот человек так мрачно смотрит из угла... Но при этом он красив. Интересно, это главный злодей или байронический герой, которого полюбит героиня?

В таких жанрах, как трагедия или тёмное фэнтези, саспенс бывает весьма болезненным и строится на противоречии между тем, какого события мы бы хотели для персонажа, и тем, что с ним в итоге происходит, - злодеи торжествуют, хорошие умирают.

Парадокс саспенса в том, что он возникает и из неотвратимости исхода, заранее известного читателю, - чтобы это не было просто спойлером, здесь тоже нужны и эмоциональное отношение к персонажу, и элементы неизвестности: как именно это случится, как отреагируют герои.

Например, роман о Наполеоне или Юлии Цезаре увлечёт нас несмотря на то, что мы и так знаем основные перипетии судьбы героев, - и это знание даже может усиливать наши переживания.

У саспенса есть "коллеги" - схожие художественные приёмы. Они помогают его создавать, но в то же время являются самостоятельными тропами, чья общая цель - поддерживать заинтересованность в истории.

Интрига - последнее время этот термин обозначает не конфликтующие планы героев, а неполную подачу информации: загадки и недомолвки, которые заставляют нас додумывать, сомневаться в правильности своей догадки и с нетерпением ожидать развязки.

Пролепсис - это презднаменование, взгляд в будущее. Этот древний приём показывает нам какое-то событие до того, как оно происходит, и на его ожидании строится наша вовлечённость в повествование. Элемент мистики добавляет загадочности, или же используется флешфорвард - прямой перенос повествования в будущее.

Клиффхэнгер - приём обрыва повествования "на самом интересном месте", в момент выбора или наступления последствий выбора персонажей. Его место - в периодических изданиях, начиная от сказок 1001 ночи и заканчивая сериалами, но и в книге можно "бросить" персонажа в опасности и начать главу с другой сюжетной линии, чтобы удержать читателя в напряжении.

Чеховское ружьё - принцип построения истории, исключающий все несущественные элементы. Каждая деталь имеет значение, и тогда зритель или читатель сохраняет напряжённое внимание.

~*~*~

А про психологические механизмы саспенса можно почитать здесь. Если понравилось - подписывайтесь на тег #чпс_простымисловами . Почитайте ещё про нарратив или про янг-эдалт и забегайте пообщаться в книжный клуб в дискорде.