Главные события в Японии в апреле 2020 года были связаны с тремя вещами.
Это эпидемия (распространение вируса COVID-19), режим (ситуация, связанная с введением чрезвычайного положения и борьбой с эпидемией) и деньги (финансовые проблемы, вызванные кризисом из-за эпидемии COVID-19, и попытками бороться с ними, оказывать помощь тем, кому она оказалась необходима).
Подборка материалам японских СМИ по основным темам за апрель 2020 года
----------------------------------
ЭПИДЕМИЯ
Кратко ситуацию с эпидемией COVID-19 в Японии в апреле можно описать так: взрыва эпидемии не произошло, и даже наметилась тенденция к снижению.
За этот месяц общее количество инфицированных увеличилось примерно в 5,7 раз, а пик ежедневного прироста количества выявленных случаев заражения пришёлся примерно на 10 апреля, после чего он пошёл на спад, сократившись к концу месяца примерно втрое.
Сравнение динамики прироста количества инфицированных в целом по Японии и отдельно по Токио демонстрирует, что опасность, которую несёт в себе перемещение людей из мегаполисов в регионы, реальна.
Между тем, в Японии осталось очень много префектур, где количество выявленных случаев заражения невелико, а кое-где их и вовсе не было.
Однако появился очень тревожный сигнал. Случилось то, чего опасаются во всём мире. После временного успеха, возникла «вторая волна» на Хоккайдо.
Тревогу вызвало также и то, что новый коронавирус, ещё не до конца изученный, преподносит неприятные и трагические сюрпризы. Одним из них стала смерть на дому инфицированного, который в течение долгого времени чувствовал себя неплохо и особо в медицинской помощи не нуждался. Внезапное ухудшение его состояния привело к трагическому финалу. Это навело на мысль мониторить уровень кислорода в крови у таких пациентов с помощью портативных пульсоксиметров, измеряющих этот показатель надеваемым на палец датчиком, а также совсем отказаться от практики размещения таких пациентов на дому, и помещать их всех в гостиницы, под постоянное наблюдение врачей. Однако и с этим есть проблемы.
Ещё одна задача, требующей решения в Японии, оказалось малое, в сравнении с другими странами, количество проводимых ПЦР-тестов на наличие вируса. Оказалось, что по этому показателю Япония отстаёт от самой себя – разрыв между возможностями и реальностью очень велик. Одна из причин – слишком узкие, по мнению некоторых специалистов, критерии симптомов, по которым определяют, должен ли быть проведён тест в отношении отдельно взятого человека. Эта проблема была озвучена в парламенте ведущим оппозиционным политиком Японии, сославшимся на смерть двух всенародных знаменитостей, чьё инфицирование COVID-19 было подтверждено уже после их ухода из жизни. Глава Минздрава, а также премьер-министр, заявили о готовности проявить гибкость в этом вопросе.
Ещё одним узким местом, тормозящим проведение ПЦР-тестов, стала недостаточно налаженная инфраструктура взятия проб. И в апреле в Японии, хоть и со значительным отставанием от некоторых других стран, стали активно внедрять практику взятия проб почти что «на ходу» - у людей, находящихся за рулём автомобиля. Началась и практика взятия проб в специально устанавливаемых палатках.
Не обошлось и без проблемы, связанной с таким средством против распространения вируса, как маски. Поскольку многие люди всё ещё продолжали сталкиваться с большими трудностями в приобретении этих средств защиты, правительство решило сделать благое дело - разослать жителям бесплатные многоразовые маски. Их прозвали в народе «Абэ-масками», по фамилии главы государства – премьер-министра АБЭ Синдзо. Но возникли проблемы с их качеством, что стало поводом не только для шуток в интернете, но и для своеобразной словесной дуэли в парламенте между одним из оппозиционных депутатов и премьер-министром, который довольно достойно отпарировал удар. Но претензии оппозиции возникли ещё и по поводу одного из поставщиков «Абэ-масок», что в будущем может стать серьёзным для разбирательств.
Как бы ни были эффективны (или неэффективны, по мнению некоторых мировых скептиков) маски в борьбе с распространением нового коронавируса, они являются всего лишь одним из инструментов уменьшения шансов на передачу инфекции. Когда в Японии вводили чрезвычайное положение, то властями, с подачи специалистов, была провозглашена главная цель – снизить контакты между людьми на 70%-80%.
Но не все в Японии одинаково хорошо поняли, как можно достичь этого показателя. Поэтому один из ведущих специалистов в области эпидемиологии озвучил 10 простых правил.
Подробнее здесь:
ЭПИДЕМИЯ. Японские хроники, апрель 2020 (1). Подъём и спад количества заражённых, проблемы и решения.
--------------------
РЕЖИМ
Режим чрезвычайного положение был объявлен в Японии 7 апреля на срок до 6 мая для 7 префектур, включая округ Токио и префектуру Осака, а затем территория его действия была расширена 16 апреля на всю страну.
Суть «чрезвычайного положения», согласно японскому законодательству по борьбе с опасными инфекциями по состоянию на апрель 2020 года – это совсем не то, что понимается под этим режимом во многих странах Европы и Америки. В Японии всё гораздо мягче, и, похоже, рассчитано больше на благоразумие и сознательность людей, чем на принуждение и наказание.
Похоже, что меры, принятые в Японии, дали определённый результат.
Но люди есть люди, и не все охотно откликнулись на призывы не выезжать никуда с туристическими целями и не посещать те места, где могут возникать скопления людей.
Ситуация осложнялась тем, что Япония находилась в преддверии длинных выходных – так называемой Золотой Недели. Дошло до того, что многие губернаторы, которые обычно борются за то, чтобы как можно больше людей посещало их префектуры на праздники, попросили в этот раз не приезжать к ним. Как оказалось, это грозит не только с привозом туда с собой вируса, но и неприятностями с местными жителями, особенно если приехать туда на машине с неместными номерами.
И не все заведения, к которым власти, пользуясь возможностью, предоставленной чрезвычайным положением, обратились с требованием временно прекратить работу, подчинились ему. Яркий пример тому – индустрия пачинко, залов игровых автоматов.
Ещё один интересный момент связан со временем начала занятий в учебных заведениях. В конце апреля в Японии на самом высоком уровне возникла дискуссия о переносе начала учёбы на сентябрь, вместо апреля, как сейчас в Японии практикуется. Если эта идея будет принята, то Япония в этом плане станет вровень с большинством стран мира.
Подробнее здесь:
РЕЖИМ. Японские хроники, апрель 2020 (2). Чрезвычайное положение без принуждения - результаты и последствия.
------------------
ДЕНЬГИ
Деньгами в апреле японским властям пришлось заниматься так же плотно, как и борьбой с эпидемией.
Как и во многих других странах, остро встал вопрос о помощи от государства в условиях кризиса, связанного с инфекцией нового коронавируса – и обычным людям, и бизнесу.
Главное финансовое решение в Японии в апреле коснулось тех денег, которые кое-где за пределами этой страны назвали «вертолётными» (в Японии этот термин в этой ситуации не применяют).
Каждому жителю страны, независимо от уровня доходов, решили выплатить по 100 тысяч иен (около 930 долларов США). Решение далось не сразу: при его выработке возникло серьёзное замешательство, создавшее угрозу репутации правительства и подачи нежелательных сигналов избирателям.
Далее возникла задача – организовать процесс подачи заявлений на получение этой помощи и выплаты денег так, чтобы всё произошло как можно быстрее и, желательно, без скоплений людей (а это главное в период вирусной опасности). Решение было найдено.
Но абсолютно всё предусмотреть невозможно – для некоторых людей оказалось проблематичным соблюсти установленную процедуру. В эту категорию попали работницы индустрии интимных развлечений.
Ещё одна проблема обнаружилась неожиданно – скопления людей всё-таки возникли, и не где-нибудь, а в администрациях некоторых муниципалитетов, куда произошёл наплыв людей, желающих получить удобный инструмент подачи заявок на получение помощи.
После объявления о выплате 100 тысяч иен каждому, в японском обществе возник интересный вопрос: а нормально ли будет, если эту помощь получат депутаты и чиновники?
Ведь их доходов кризис не коснулся. И 100 тысяч не придут автоматически: для их получения надо осуществить действие - подать заявление, или «поднять руку», как образно выразился министр финансов, прозрачно намекнув на то, что не всем, наверное, следует руку поднимать, исходя из уровня доходов. То есть, проще говоря, от этих денег можно и отказаться (и об отказе от них объявили министры и многие депутаты от правящей партии).
Несколько политиков (один из них – бывший) публично озвучили свои мнения по этому вопросу. Их диапазон – от «брать нельзя» до «взять, но пожертвовать».
В отношении бизнеса японские власти в апреле продолжили усиление мер помощи.
Одна из этих мер имеет отношение не только к бизнесу, но и непосредственно к людям – сотрудникам предприятий. Эта мера – субсидии на регулирование занятости, которые позволяют предприятиям не увольнять работников в период кризиса и с минимальной нагрузкой выплачивать им пособие, часть которого компенсирует государство, в рамках предусмотренной доли субсидирования. Эту самую долю субсидирования правительство решило беспрецедентно увеличить.
Среди многих проблем, с которыми пришлось столкнуться бизнесу в Японии в апреле, резко обозначилась проблема арендных платежей на фоне катастрофического падения выручки.
Ещё одна остро вставшая проблема – это будущее студентов, для многих из которых финансовое положение из-за кризиса стало таким, что они теряют возможность оплачивать обучение и аренду жилья. А некоторые уже стали подумывать об отчислении.
Обе эти проблемы вынесены на обсуждение на правительственный уровень.
Удар, нанесённый по экономике Японии эпидемией и вирусной опасностью, коснулся не только обычных людей, малого и среднего предпринимательства. Он коснулся и крупного бизнеса. Причём настолько, что глава одной из влиятельнейших японских экономических организаций, сославшись на недостаточность пока осуществляемых мер, образно сравнил обсуждение текущей ситуации как состояние между жизнью и смертью, имея ввиду совсем не угрозу вируса здоровью человека.
В такой смертельно опасной для бизнеса ситуации, на усиление мер поддержки в конце апреля пошёл Центральный Банк Японии. Согласно закону, он не может напрямую финансировать мероприятия правительства, в том числе и связанные со спасением бизнеса деньгами. Но косвенные инструменты для оказания такой поддержки у Банка Японии есть. И он усилил их применение, что получило должную оценку в правительстве.
Подробнее здесь:
ДЕНЬГИ. Японские хроники, апрель 2020 (3). Сто тысяч каждому (и чиновникам?), аренда, студенты и Банк Японии.
-----------------