Найти тему
Дмитрий Банчуков

Уменьшение структуры себестоимости

Оглавление

Для меня, как предпринимателя, важно знать насколько эффективно работают деньги, которые я вкладываю в бизнес. Эффективность работы предприятия определяет его прибыль. При этом каждый предприниматель стремится минимизировать свои издержки на производство. А как это сделать? И какие мероприятия можно провести в организации? Давайте я расскажу.

-2

Что такое себестоимость?

Себестоимость – это общая сумма всех расходов организации в процессе производства и реализации продукции.

Этот экономический показатель определяет доходность бизнеса. Если говорить просто, то формула прибыли – это доходы – расходы. Где расходы – это и есть себестоимость.

Себестоимость ведёт учёт, контроль и анализ ваших расходов.

Себестоимость участвует не только в определении финансового результата, а также в формировании цен на продукцию. Поэтому нам так важно знать, на какие ресурсы и сколько мы тратим в процессе создания и продажи. Что нам это дает:

  • Вы знаете, почему в этом месяце у вас плюс или минус по доходам, так как ваши расходы становятся управляемыми;
  • Вы знаете на чем можно сэкономить, а без чего уж точно не обойтись;
  • В случае демпинга на рынке со стороны конкурентов, вы владеете ситуацией и примите взвешенное решение: нужно ли вам снижать цены и за счёт чего?
  • Вы можете планировать ваши будущие инвестиции и финансовые вложения в развитие бизнеса, ориентируясь на расчеты плановой себестоимости и получаемой прибыли.

Из чего состоит себестоимость?

В зависимости от вида деятельности структура может корректироваться, но в основном в неё входят:

  1. Материальные затраты – сырье и материалы, энергоресурсы,
  2. Трудовые затраты – заработная плата персонала организации;
  3. Отчисления на социальные нужды – зарплатные налоги;
  4. Амортизация основных фондов;
  5. Прочие расходы – налоги, банковское обслуживание.

Лайфхак: учёт себестоимости удобно вести раздельно по видам деятельности, если у вас несколько направлений. Например: производство стульев и столов. Ведите учёт отдельно для стульев и для столов, чтобы знать выручку и издержки по каждому направлению.

Чтобы уменьшить структуру себестоимости, сначала нужно узнать, какие расходы присутствуют в вашей организации. Как это можно сделать?

Здесь есть два варианта:

  1. Делаем список затрат для плановой себестоимости.
  2. Собираем список расходов для фактической себестоимости.
Иногда фактическая себестоимость совсем не радует
Иногда фактическая себестоимость совсем не радует

Плановая себестоимость составляется при расчете цен. Расходы объединяем в группы. В зависимости от участия в процессе производства выделяют:

  • Прямые расходы/ переменные расходы – участвуют в процессе создания продукта и зависят от объема производства;
  • Косвенные расходы (накладные)/ постоянные расходы – участвуют в управлении организацией и не зависят от объема выпускаемой продукции.

Приведу примерный расчет плановой себестоимости для расчета услуги массажа лица в салоне красоты. Расчет будем проводить на 1 услугу, которая длится 1 час по фактическим ценам. При условии 100% загрузки салона.

-4

От чего зависит общая сумма затрат (полная себестоимость)?

  • от объема выпуска продукции в целом по предприятию;
  • от ее структуры;
  • от уровня переменных затрат на единицу продукции;
  • от суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции.

Как собрать данные для расчета фактической себестоимости? Это можно сделать 3 способами:

1. Самый быстрый и простой способ – взять банковские выписки и собрать все платежи по статьям. Это будет выглядеть примерно так.

-5

2. Чуть посложнее. Взять данные из бухгалтерского учёта. Нас интересуют счета.

-6
Для справки.
По итогам месяца эти расходы списывают на себестоимость.
В бухгалтерском учете появляются проводки:
Дебет 20 Кредит (70, 69, 02, 10)
Дебет 20 Кредит 26
Дебет 90 (Себестоимость) Кредит 20

3. Самый правильный способ – собрать данные бухгалтерского учёта и сопоставить их с банковскими данными. Так вы получите общую картину финансового состояния на текущую дату.

Теперь мы готовы работать со структурой себестоимости, корректировать ее и принимать дальнейшие решения по сокращению затрат.

Уменьшение структуры себестоимости

Способ 1: Увеличиваем объем выпускаемой продукции.

Экономически выгодно, когда предприятие может реализовать продукцию при 100% загрузки производственных мощностей. Так как снижаются постоянные затраты на 1 рубль произведенной продукции.

Сколько товаров или услуг вы можете продать в месяц? Независимо от конкурентов и покупательской способности?

Чтобы ответить на этот вопрос, рассчитаем производственный максимум. Или эффективную мощность предприятия. Она зависит от вида реализуемых продуктов и влияет на выбор производственных площадей, количества оборудования, наличия сотрудников соответствующей квалификации.

Например, автосервис работает 12 часов, у него 3 подъемника. Если среднее время оказания услуги 2 часа, то в день сервис может обслужить 18 машин.

Мощность предприятия = 3 подъемника * 12 часовой день / 2 часа, приходящиеся на 1 машину = 18 машин.

Если время обслуживания уменьшится, то можно обслужить больше машин. Но если вы будете обслуживать в день 3 машины, то объем выпускаемой продукции составляет всего лишь 13,6 % от 100%.

Увеличил объём - увеличил доход
Увеличил объём - увеличил доход

Способ 2: Уменьшаем издержки

Это самый простой способ уменьшить структуру себестоимости.

1. Исключить все возможные расходы:

  • собрать все издержки в список;
  • исключить нецелесообразные расходы.

2. Провести анализ затрат на оборудование:

  • списать и продать неиспользуемое оборудование;
  • провести анализ расходов и сроков на обслуживание техники,
    при необходимости проводить модернизацию основных фондов.

3. проанализировать использование материальных запасов:

  • планировать потребность в материалах;
  • провести монитор закупочных цен;
  • проверить расход материальных запасов на изготовление 1 единицы продукции;
  • проводить работу по сокращению потерь от брака.
Мощь растёт, а себестоимость уменьшается
Мощь растёт, а себестоимость уменьшается

Способ 3: Нормируем расходы

Разработайте в организации нормы и нормативы. Нормы предполагают сколько ресурсов тратится на единицу продукта. Нормативы – как это эти нормы будут использоваться в работе.

Как это применить на практике?

  1. Установите время исполнения для работ и количество требуемых материалов на изготовление продукции.
  2. Утвердите нормативы приказом организации и ознакомьте работников.

Нормирование затрат помогает планировать и анализировать работу предприятия.

Например: для ремонта 1 автомобиля установили нормы расходования перчаток 1 штука на автомобиль.

Когда разработал нормативы и компания работает как часы и с минимальными затратами
Когда разработал нормативы и компания работает как часы и с минимальными затратами

Способ 4: Анализируем показатели эффективности производства

Пройдёмся по основным показателям эффективности деятельности предприятия, которые влияют на изменение структуры себестоимости. Мы рассмотрим:

● Производительность труда

Как посчитать производительность труда и что этот показатель расскажет Вам?

Вы можете рассчитать производительность труда за любой нужный период: месяц, квартал и т. д. Также этот показатель можно посчитать, как для всего предприятия, так и отдельно по подразделениям и даже работнику.

Производительность труда = Среднегодовой объём продукции / Среднегодовое число работников

О чем говорит нам полученная цифра? Это сумма денег, который для вас заработал ваш сотрудник за выбранный промежуток времени. Что с этим делать дальше? Сопоставьте эту цифру с расходами на одного человека за тот же период. Для этого поделите себестоимость на среднегодовое число работников. И вы увидите финансовый результат. Обеспечивают ли данное количество сотрудников деятельность вашей фирмы или нет?

Допустим, сервис в месяц зарабатывает 1 200 тыс. руб., в штате 9 человек. Производительность труда составляет 133 тыс. руб. Сервис ежемесячно на обеспечение тратит 600 тыс. руб., на человека получается 66 тыс. руб. Прибыль составляет 67 тыс. руб.

Снижение себестоимости продукции обеспечивается за счет повышения производительности труда. Производительность труда характеризуется двумя показателями: выработка и трудоемкость.

Выработка = Объём произведённой продукции / Время, потраченное на объём произведённой продукции

Обратный показатель

Трудоемкость = Время, потраченное на объём произведённой продукции / Объём произведённой продукции

Выработка показывает, сколько времени было затрачено на производство. Этот показатель можно сравнить с плановым или статическим показателем. Трудоемкость отражает обратный процесс.

Если показатель выработки в динамике растет, а показатель трудоемкости уменьшается – это говорит о росте производительности труда. Вследствие этого уменьшаются расходы на оплату труда в расчете на единицу продукции, а также удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

Как Вы можете повлиять на показатель производительности труда:

  • замена оборудования и автоматизация процессов, которые будут уменьшать затрачиваемого на производство время;
  • создавать благоприятные социальные условия для сотрудников, повышающие мотивацию к труду и лояльность к организации.

Аналогично работают показатели фондоотдачи и материалоемкости.

● Фондоотдача

Показатель фондоотдача отражает, какой объем выпускаемой продукции произвели с каждого рубля стоимости основных фондов.

Фондоотдача = Годовой объём продукции / Среднегодовая стоимость основных фондов

Полученную цифру сравнивают с себестоимостью по строке амортизация. Если он сходится, то оборудование работает эффективно. И полностью отрабатывает себя при производстве продукции. Если нет, то нужно разобраться в сложившейся ситуации. Фондоемкость оценивает, сколько стоимости оборудования приходится на производство 1 продукции.

● Материалоотдача.

Последний показатель оценки эффективности использования факторов производства – материалоотдача.

Он рассчитывается по формуле

Материалоотдача = Стоимость произведённой продукции / Сумма материальных затрат

Материалоотдача показывает, сколько было произведено продукции с каждого рубля потраченных ресурсов.

Оценил эффективность производства - вырастил потенциал компании
Оценил эффективность производства - вырастил потенциал компании

Способ 5: Переводим постоянные издержки в переменные.

Чтобы постоянные издержки на 1 рубль произведённой продукции были минимальными необходимо обеспечить 100% загрузку мощности предприятия.

Но есть также возможность перевести постоянные издержки в переменные. Как это сделать? Взгляните на список ваших постоянных издержек и подумайте, какие из них можно перевести в переменные?

Например: аренда офиса – постоянные издержки. В моей практике был случай, когда владелец бизнеса снимал раз в месяц конференц- комнаты для организации встреч с заказчиками, вместо ежемесячной аренды офиса.

Перевёл издержки - сократил издержки
Перевёл издержки - сократил издержки

Способ 6: Модернизация бизнес-процессов

Генри Форд изменил технологический процесс и обеспечил американцев доступными автомобилями с помощью конвейерного производства.

Как Вы можете повлиять на внутренний технический прогресс?

  1. внедрять инновации;
  2. автоматизировать производственные процессы;
  3. совершенствовать технологии производства;
  4. внедрять прогрессивные виды материалов;
  5. совершенствовать форм управления.

Инновации являются важным двигателем экономического роста. Они позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

Чтобы осуществить все эти мероприятия, разработайте план по развитию технологических процессов. Потому что покупка нового оборудования или дорогого программного обеспечения требует финансовых вложений, которые не всегда так просто вытащить из оборота.

Внедрил инновации - внедрил конкурентоспособность
Внедрил инновации - внедрил конкурентоспособность

Способ 7: Расширение специализации и кооперирование

Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями

Кооперация – взаимовыгодное сотрудничество. Где стороны-партнеры одновременно являются и покупателями, и продавцами. Так у вас есть сбыт продукции и покупка материальных ресурсов по привлекательным ценам. Такое сотрудничество положительно сказывается на деятельности организации.

Сократил издержки - стал спасителем
Сократил издержки - стал спасителем

В итоге

Себестоимость – важный показатель, определяющий совокупность трат организации в процессе производства. Как мы с вами убедились, его расчет и анализ позволяет владеть ситуацией, принимать решения по развитию бизнеса, быть конкурентоспособным в своей отрасли. К тому же при проведении описываемых способов уменьшения структуры себестоимости у вас появляются новые финансовые и производственные резервы. Возможности для будущих улучшений.