Все те кто родился и рос в СССР, или те кто уже родился после распада Союза, должны хорошо помнить автобусы Ikarus. Ведь они колесили практически во всех крупных городах советского союза.
Ikarus - крупнейшая венгерская компания, штаб-квартира расположена в г. Будапешт. История фирмы начинается в 1895 году – в это время предприниматель Имре Ури основывает свою мастерскую по ремонту карет. В 1920-х годах предприятие осваивает производство автобусных кузовов.
В рамках торговых соглашений автобусы марки Ikarus экспортировались в такие страны как: Алжир, Мозамбик, Танзанию и другие государства Африки, специальные модели производились для ФРГ и Скандинавии. Позднее совместное производство автобусов «Икарус» было организовано в США, Канаде, Индонезии, КНДР и на Кубе. По состоянию на 1962 год заводом было выпущено 8 тыс. автобусов.
Предприятие вышло на эффективный уровень в конце 1960-х годов с основанием завода в Секешфехерваре, построенным для выпуска моделей 200-й серии. В 1964-м осваивается сборка первой сочлененной модели Ikarus 180. В 1970-е годы завод поставлял в СССР до 12 тыс. автобусов ежегодно, пик экспорта пришёлся на 1984 год. С 1953 года по 2003 год в СССР поставлено почти 150 тыс. венгерских «Икарусов». К 1984 году на предприятии собран 200-тысячный автомобиль.
Но с распадом СССР, у Икаруса дела пошли вниз. Ikarus оказался без основного рынка сбыта, из-за чего предприятие прекратило массовое производство автобусов и было разделено.
В итоге с 2003 года в Секешфехерваре не выпустили ни одной серийной машины, а само предприятие разделялось и перепродавалось, чудом сумев дожить до наших времен. В свои лучшие времена Ikarus выпускал до 14 тысяч автобусов в год.
Но, вот в 2019 году, в том самом городе Секешфехерваре, компания представляет новые электрические автобусы City Pioneer 2019. Это новая версия легендарных "Икарусов", разработанная венгерско-китайским СП Electrobus Europe Zrt. Фирму сформировали предприятие-наследник знаменитого завода Ikarus и китайская госкомпания CRRC Urban Traffic.
Трехдверный низкопольный 12-метровый автобус с индексом IC 1211 U создан на базе китайской модели CRRC Electric, тогда как сами венгры потрудились над салоном, электрооборудованием и над дизайном нового автобуса. Силовая установка у машины импортная. Электромотор максимальной мощностью 240 кВт с литиево-ионной аккумуляторной батареей емкостью 313 кВт/ч позволяет в зависимости от погодных условий и рельефа местности проезжать на одной зарядке 200-260 км.
Этот новый значимый для компании автобус - результат более чем годичной работы, в которой удалось объединить высокий уровень компетенций в сфере электрических силовых установок CRRC и опыт Ikarus по производству автобусов, - заявил на презентации машины владелец венгерской компании Габор Селеш.
Автобус получил отделенную от салона эргономичную кабину с отличным обзором и передовые системы безопасности. В частности, системы кругового обзора, предупреждения о столкновении и выезде с полосы движения. Благодаря пневмо-подвеске с электронным управлением в салон удобно закатывать детские и инвалидные коляски.
Серийное производство автобусов Икарус на 2020 год уже налажено но, пока небольшими партиями в условиях сильной конкуренции с многочисленными европейскими фирмами. В будущем совместное предприятие намерено расширить линейку моделей за счет микроавтобуса и новой версии знаменитой "гармошки". Они также будут оснащаться электромоторами. Первые образцы уже проходят испытания.
Кооперация с одним из крупных китайских автоконцернов может возродить на Ikarus полноценное производство. Есть ли в планах у компании выйти на российский рынок - пока не сообщается.