Страшно и тяжело читать те страницы «Истории государства Российского» Николая Михайловича Карамзина, на которых он ведёт беспристрастный рассказ о событиях XIV века. Трудно разобраться в хитросплетениях интриг, взаимных претензий, кратких союзов и вековечной вражды между князьями. Невозможно поверить, но русичи нередко бывали с русичами более жестокими и беспощадными, нежели враги.
Только объединение русских земель под властью одного князя, а русского народа — верой в единую идею можно было спасти наше Отечество и сохранить его.
Служителем главной национальной идеи НЕРАЗДЕЛЬНОГО ЕДИНСТВА стал игумен Троицкой обители преподобный Сергий Радонежский.
Учреждая обитель Святой Троицы, укрепляя веру в нераздельное единство Триипостасного Господа — Отца, Сына и Святого Духа, — преподобный Сергий Радонежский поднимал над Русью образец сияющий и недостижимый для человека, но как путеводная звезда указующий ему путь в мир Света. Словно расширял вокруг себя светлый круг мира и согласия.
Карамзин рассказывает о том, как по просьбе великого князя Дмитрия Иоанновича и по благословению митрополита Алексия Сергий Радонежский был отправлен в Нижний Новгород, чтобы примирить князей. Тогда затворил Троицкий игумен все церкви нижегородские, и не могли люди ни жениться, ни отпевать своих покойников, ни крестить младенцев. Кара эта, по убеждению историка, не сработала, и лишь сильная рать московская послужила главным аргументом к примирению. Но кто сегодня решится утверждать, какой аргумент был более мощным?
Набирало сил государство Московское, и всё более частыми становились случаи открытого неповиновения ордынцам. Но не было лада и покоя Русской земле в те годы. В те неспокойные дни князь московский Дмитрий предпочёл бы худой мир открытому столкновению. Откупиться советовал и Сергий Радонежский, к кому обратился великий князь. Но хан Мамай отказался от мира, собрал огромное войско, в которое входили, кроме его воинов, черкесы, осетины и другие народы, покорённые Ордой. Нанял Мамай и отряд венецианцев. Так что войско его по численности превосходило русичей.
Тем не менее, князь Дмитрий не пожелал ждать, когда ордынцы, опустошив русские земли, подойдут к Москве, а выступил Орде навстречу и остановился в долине между Доном и Непрядвой-рекой.
Сергий же сказал князю Дмитрию:
«...Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в своё Отечество с великой честью вернёшься».
И благословил идти на битву двух братьев-чернецов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, дав им нетленное оружие — кресты на схиму. Князь же обет дал в случае победы поставить монастырь в честь Пресвятой Богородицы.
В минуту сомнений решимость князя и русского войска перед битвой поддержал святой Сергий своим посланием:
«Без всякого сомнения, господин, смело вступай в бой со свирепостью их, нисколько не устрашаясь, — обязательно поможет тебе Бог».
Когда с победой вернулось русское войско, великий князь пришёл к старцу благодарить его и братию за молитвы и просил отслужить панихиду по убиенным. А также указать место для монастыря.
Оплакал святой православных, павших на поле Куликовом за землю Русскую и за други своя. А потом указал место подходящее на реке Дубенка, и игуменство в построенном великим князем Дубенском монастыре Успения Богородицы поручил ученику своему по имени Савва.
И после Мамаева побоища не раз Сергий Радонежский мирил русских князей, усовещивал их. Но главное — стараниями преподобного Сергия воссияла над Русью Святая Троица, «дабы взиранием на Неё побеждался страх ненавистной розни мира сего». И в похвалу и в память святого по благословению преемника Сергия — настоятеля Троицкой обители Никона — был написан Андреем Рублёвым образ Святой Троицы Ветхозаветной.
Нонна Яковлева