Найти тему

Эхо над бездной

Паола Волкова назвала в своих лекциях творчество прерафаэлитов "воплем над бездной" - последней попыткой отринуть ценности и смыслы наступающей технократической эпохи и удержать эпоху уходящую с ее рыцарством, поклонением Прекрасной Даме, первобытным восторгом перед природой и прочими, ныне померкшими, идеалами.

Конечно прерафаэлиты ничего удержать не смогли и Новое время наступило неизбежно и неумолоимо, как зима в анекдотах, которая приходит всегда нежданно, но точно по календарю. И все же труды их не пропали бесследно. Их работы как память истории хранят идеалы и смыслы былого, побуждая современников переосмысливать их вновь и вновь.

Есть много современных художников, которые анализируют и модернизируют шедевры былого в стремлении то ли воскресить прошлое, то ли привнести что-то новое в настоящее. Если сохранять терминологию Паолы Волковой, то эти работы уже не крик, но эхо того крика, что был брошен над бездной. Одним из отголосков такого эха можно назвать творчество Тома Хантера.

Том Хантер - современный британский фотограф, чьи работы достигли международного признания. Он создает поразительные картины, часто вдохновленные городским пейзажем восточного Лондона, опираясь на позы и композиции западной жанровой и исторической живописи, переосмысливая их для современной аудитории. Самой известной из его работ можно назвать "Смерть Колтелли", которая подражает "Смерти Сарданапала" Делакруа, используя его сгорбленную позу обнаженной женщины для изображения заброшенности и изоляции.

У Хантера есть серия из 10 фотографий, озаглавленных "Жизнь и смерть в Хакни", которую Хантер начал в 1998 году. В них он воссоздает картины Джона Эверетта Миллеса, Джона Уильяма Уотерхауза, Альфреда Уоллиса и Артура Хьюза, в современной лондонской обстановке. В результате возникает особенно обостренное ощущение реальности - реальности индустриального упадка с клочками неухоженной живой природы, спокойно существующей на окраинах городской среды. Под влиянием викторианской эстетики острота и красота неожиданно обнаруживаются там, где мы сегодня привыкли видеть только заброшенность и уродство.

Так, Хантер увидел современные параллели для "Офелии" в новостном сюжете о молодой женщине, которая, возвращаясь домой после ночной прогулки, поскользнулась в канале и трагически утонула. "Это не просто девушка, которая лежит в воде, это история о том, как ты уходишь с рейв-вечеринки и падаешь в канал. Тебя захлёстывает музыкой, алкоголем, драйвом ... современной жизнью. Я хотел, чтобы в моём изображении соединялись настоящее и прошлое, которое мы заново проживаем", - рассказывает художник о своей работе.

"Молодость и свобода колеблются на грани трагедии и опасности, оставляя лишь потерянные надежды и мечты", - так говорит Том Хантер о своей работе "Дом". Но это не просто описание картины - это цитата из дневника Артура Хьюза, именно так он описывает свою картину "Дом у моря".

Тут все сошлось: пустое сводчатое окно на фоне беспорядочно разбитого деревенского кладбища с картины Хьюза словно эхом отзывается в разбитых окнах заброшенного склада с работы Хантера, а маленький куст шиповника, расположенный на картине справа от головы молодого моряка) превращается у Хантера в необузданную массу дикой зелени, словно стремящуюся поглотить молодую пару.

Эстетика и колористика работ Хантера близки к творчеству прерафаэлитов. Так же как и они, он не отрицает, а лишь подчеркивает реальную красоту, словно пытаясь сначала соблазнить зрителя, а уж потом привлечь его внимание к истинному смыслу работы.

Следует упомянуть, что Хантер создавал свои работы не только в порыве эстетических предпочтений. Его цикл описывает жизнь заброшенного района на окраине Лондона, где в 90-х годах XX века обосновались непризнанные и не слишком обеспеченные представители богемы.

Таким образом, используя для своих работ картины "братства" Хантер напоминает нам, что прерафаэлиты были отнюдь не сентиментальными эстетами - напротив, они занималось социальными темами, все еще очень актуальными и сегодня: любовь, утрата, смерть, социальное отчуждение.

Говоря о том,почему в своем творчестве Хантер решился использовать картины именно прерафаэлитов он отвечает, что "эти работы знакомы всем. Их изучают в школе, они поражают воображение детей и остаются в их бессознательном. Это позволяет взять историю, в которую зрители уже были вовлечены, и её переосмыслить... У фотографии недостаточно сил, чтобы передать в единственном кадре всё, что я хотел бы рассказать. Но обращаясь к знаменитому полотну, которое, в свою очередь, отсылает к известному тексту, снимок заимствует большую часть своего смысла из культурного багажа зрителя. Так единственный кадр может сказать гораздо больше. "

На наш взгляд творчество Тома Хантера не только успешно использует творчество прерафаэлитов для переосмысления событий дня сегодняшнего, но и напоминает нам о том, что "братья" были не просто сентиментальными романтиками, а настоящими бунтарями, мечтавшими совершить ни много ни мало - революцию в искусстве.