Найти в Дзене
Поддержите автораПеревод на любую сумму
Лишь потому, что где-то в самом дальнем, Затридевятом тихом уголке Природы, слабым отблеском сусальным Закатный, но тебя встречает – свет. Лишь потому, что утро неизбежно Какой бы ни была тревожной ночь, Лишь потому, что верная надежда С тобой. Пусть ты не в силах превозмочь Печаль, усталость, новое паденье, Но свет её, как маленький факир Напоминает – будет воскресенье – На воскресеньи зиждется весь мир. Лишь потому, что тело просит воли, Душа нашёптывает телу: только верь… Ты вновь и вновь выпалываешь боли И, уходя, не закрываешь стуком дверь… Праздник поздней осени существовал во многих культурах древности. Это праздник сразу двух урожаев, того, который только собран в закрома, и которому предстоит быть съеденным грядущей зимой, и того, который только пал в землю семенами. Сегодня мноие трактуют Хэллоуин / Духов день / День всех святых/ Самайн как довольно мрачный праздник, а ведь это праздник грядущих надежд, тех, которым еще только предстоит вызреть и взойти к солнцу нововой весной. Стихотворение Терентия Травника было проиллюстрировано картиной "Эос", которую создал искусственный интеллект специально для несуществующего художника Эмиля Корси.
108 читали · 1 год назад
В плену Беатриче
Порой кажется, что некоторых художников словно преследуют призраки - с таким упорством они снова и снова пишут один и тот же образ, воплощая одну и ту же историю вновь и вновь. Одним из таких "призраков" Данте Габриэля Россетти стала Беатриче - возлюбленная Данте Алигьери, которая жила и умерла во Флоренции за пять столетий до рождения самого Россетти. Интересно, что реальная Беатриче ничего не сделала для того, чтобы имя ее было прославлено в веках. Она просто жила по соседству с семейством Алигьери и даже гововрила со знаменитым поэтом лишь дважды в жизни...
1 год назад
Говорят, Беатриче была горожанка, Некрасивая, толстая, злая. Но упала любовь на сурового Данта, Как на камень серьга золотая. Он ее подобрал. И рассматривал долго, И смотрел, и держал на ладони. И забрал навсегда. И запел от восторга О своей некрасивой мадонне. А она, несмотря на свою неученость, Вдруг расслышала в кухонном гаме Тайный зов. И узнала свою обреченность. И надела набор с жемчугами. И, свою обреченность почувствовав скромно, Хорошела, худела, бледнела, Обрела розоватую матовость, словно Мертвый жемчуг близ теплого тела. Он же издали сетовал на безответность И не знал, озаренный веками, Каково было ей, обреченной на вечность, Спорить в лавочках с зеленщиками. В шумном доме орали драчливые дети, Слуги бегали, хлопали двери. Но они были двое. Не нужен был третий Этой женщине и Алигьери. Стихотворение Давида Самойлова было проиллюстрировано картиной "Приветствие Беатриче" Данте Габриэля Россетти. Любовная история Данте Алигьери и Беатриче Портинари была первой "манией" Россетти. Определенная зацикленность вообще своейственна многим художникам. Они пишут один и тот же образ вновь и вновь, пытась поймать "тот самый" ракурс или свет в надежде, что изменив какие-то детали и нюансы, они смогут перенести видение из своей головы на холст. Прерафаэлиты в этом случае специфичны тем, что, помимо "маний" индивидуальных (например, у Эдварда Коули Берн-Джонса есть весьма личная зацикленность на богине Надежды) они страдали еще и "маниями" коллективными. Например, все братство "хором" написало что-то около пятидесяти "Офелий". Но Данте Габриэль Россетти был к офелиемании практически не причастен. Образ загадочной и даже судьбоносной Беатриче впечатлял его куда больше. Ей художник посвятил не менее десятка картин. Мы готовим об этом цикле большую статью, которая выйдет на нашем канале уже в ближайшие выходные.
1 год назад
Погадаем на ... тарелочках
Желание "знать, что будет" преследует человечество издавна. Видимо поэтому оно изобрелро море разновидностей гадания. В разные времена будущее пытались определять по звездам, фазам луны, полету птиц... Чуть позже были изобретены гороскопы, нумерология, гадальные карты. Впрочем, последние изобретались в первую очередь для игры. Насчет их изобретения есть множество легенд, но первая колода, о которой историкам известно доподлинно появилась в 1392 году. Жакмен Грингонье был шутом французского короля Карла VI в ту пору, когда его монаршье величество уже преследовали приступы безумия...
1 год назад
Из ветреницы белой Сплетите мне венок, Чтоб с вольными ветрами Он мне взлететь помог. Чтоб я резвится и играть С ветрами наравне Могла среди морей и бурь, Иль думать в тишине. Но ветрениц венок бессилен Поднять меня к ветрам. В недолгий срок, простой цветок, Завянет он и сам. Стихотворение Кристины Россетти (в нашем очень вольном и совсем не профессилнальном переводе) было проиллюстрировано картиной Джона Уильяма Уотерхайса "Флора и Борей". Об этой картине у нас есть отдельная статья.
1 год назад
10 моралей сказки о Золушке
"Золушка" - самая популярная сказка "всех времен и народов". За свою более чем трехтысячелетнюю историю (аналоги сказки можно встретить даже в литературе Древнего Египта) она пережила чуть ли не сотню трактовок. По ее мотивам написано 16 опер, 5 балетов, а так же снято несчетное количество художественных и мультипликационных фильмов. Но, как известно, сказка - ложь, да в ней намек ... Считается, что сказки так популярны не столько благодаря своему незамысловатому сюжету, сколько благодаря той морали, которую он содержит...
1 год назад
Как хороша она была, Представ пред королём, - О том ни сказке не сказать, Ни написать пером! Король с престола поднялся, Навстречу ей спеша. "Чему дивиться? - двор шептал, - Она так хороша"! Она в лохмотьях нищеты Сияла, как луна; Одних пленяла нежность глаз, Других - кудрей волна. Такой блестящей красоты Не видано в стране, И нищей той сказал король: "Будь королевой мне"! Стихотворение "Нищая и король" Адьфреда Теннисона" (в переводе Дмитрия Садовникова) было проиллюстрировано картиной "Король Кофетуа и нищенка", которую написал Эдвард Коули Берн-Джонс. Сказание об африканском короле Кофетуа, которому посвящены и стихи и картина, было очень популярно в Средние ввека. Оно повествует о короле, который совершенно не интересовался представительницами слабого пола, до той поры, пока однажды не встретил прекрасную нищенку. Король влюбился в нее и сделал своей женой. У истории этой есть множество трактовок и длеко не все они, как версия Тенниссона, заканчиваются счастливым бракосочетание, ибо не все при дворе короля были довольны его выбором. Есть даже такие варианты, в которых король теряет собственный трон. Но романтик Берн-Джонс сосредотачивается не на последствиях сердечного выбора короля, а на моменте его первой встречи с возлюбленной. Он пытается запечатлеть смущение девушки, впервые попавшей ко двору, и легкий трепет короля, еще не осознающего, что он уже влюблен. Многие искусствоведы считают эту картину одной из лучших работ Берн-Джонса. Кстати, за нее художник даже получил Орден Почетного легиона на Всемирной выставке в Париже.
1 год назад
Двуликая Беатриче
В этой картине, как в магическом котле, слились воедино истории и судьбы двух поэтов и их муз. ПРЕДЫСТОРИЯ Будущий поэт и философ Данте Алигьери родился и вырос во Флоренции. Где-то с ним по соседству жила девочка (предположительно Беатриче Портинари). Будучи девятилетним мальчиком Данте встретил Беатриче на детском празднике и был поражен ее красотой. Зерно будущего чувства должно было еще вызреть и оно таилось в душе поэта девять лет. Девять лет спустя, будучи уже восторженным юношей, Данте встретил Беатриче вновь...
1 год назад
Зачем вы, мужчины, стремитесь из дома? Мальчишки, зачем не сидите на месте? И страх, и отчаянье вам не знакомы. Бросаете дом ради славы и чести! И где найти ответ? В какой, скажите, книжке? Как докопаться нам До истинной причины? Куда уходят настоящие мальчишки? К чему стремятся настоящие мужчины? Коней загоняют, Сжимают штурвалы. О скалы и рифы царапают днище. Но нет им покоя, Всего-то им мало! Чего же им надо? Чего они ищут? Мы ждем их, слезу утирая украдкой, И тяжесть разлуки ложится на плечи. Мальчишкам, Мужчинам Живется не сладко, Но жить ожидая, поверьте, не легче! Текст песни "О мужчинах и мальчишках", который написал Владимир Алеников (и который многие из нас знают по фильму "Каникулы Петрова и Васечкина"), был проиллюстрирован картиной Нормана Роквелла "Пока парни не вернутся домой". Несмотря на разницу в месте и времени создания стихотворения и картины (текст песни был написан в 80-х годах XX века в Советском Союзе, а картина создана в 1918 году в США), и художник, и поэт в своем восприятии гендерных ролей вполне единодушны и консервативны. Интересно, что оба они чуть больше сконцентрированы на тех тяготах, которые ложаться на женские плечи. Более того, оба они согласны, что главный груз, который несет на своих плечах женщина - эмоциональный. А что скажете вы? Чья "роль" тяжелее?
1 год назад
Не Васнецовым единым
Когда говорят об иллюстраторах русской волшебной сказки, обычно вспоминают два имени Виктора Васнецова и Ивана Билибина. Но интерес к отечественному фольклору на рубеже XIX - XX веков был очень масштабным явлением, которое породило не одну звездочку, а целую плеяду. Еще одним светилом в этом созвездии можно считать Бориса Васильевича Зворыкина. Будущий художник родился в 1872 году в семье московского купца Василия Васиьевича Зворыкина. В одном из писем дальней родственницы художника Веры Робертовны...
1 год назад
Я по снам по твоим не ходил и в толпе не казался, не мерещился в сквере, где лил дождь, верней — начинался дождь (я вытяну эту строку, а другой не замечу), это блазнилось мне, дураку, что вот-вот тебя встречу, это ты мне являлась во сне, (и меня заполняло тихой нежностью), волосы мне на висках поправляла. В эту осень мне даже стихи удавались отчасти (но всегда не хватало строки или рифмы — для счастья). Неразделенная любовь - едв ли не самая популярная тема в искусстве всех времен и народов. Такой сюжет можно найти и в мифологии Древнего Египта и в современной лирике, и в живописи, и в музыке, и в романе. Это и не удивительно. Опыт подобных чувств хотя бы раз в жизни должно быть выпадал на долю всякого человека. Но только немногим дано этот опыт не только пережить, но и воспеть, замешав на основе пережитого чувства магию истинного искусства. И русскому поэту, и английскому художнику это на наш взгляд удалось. Только поэт использовал для вдохновения собственные переживания, а художник - историю Данте Алигьери. Стихотворение Бориса Рыжего было проиллюстрировано правой частью диптиха "Приветствие Беатриче", который написал Данте Габриэль Россетти. Подробный разбор этой картины можно будет прочесть у нас на канале уже на следующей неделе.
1 год назад
О "Тщетности красоты"
В эпоху барокко существовал особый жанр натюрмортов Vanitas (суета, тщеславие, тщетность) - он изображал цветы, плоды и прочие творения рук человеческих в компании с черепом и / или часами, и призван был рассказать зрителям о том, что жизнь человека мимолетна и неизбежно приходит ко всем очевидному финалу. В викторианскую эпоху этот жанр был переосмыслен и породил множество картин, на которых прекрасные девушки (нередко в компании не менее преркасных цветов) глядятся в зеркала - таким образом художники...
1 год назад
02:32
1,0×
00:00/02:32
3646 смотрели · 4 года назад