Найти в Дзене

Саудовская Аравия победила Россию в нефтяной войне. Страна захватила рынок Европы

Саудовская Аравия вышла победителем из нефтяной войны с Россией и серьезно потеснила главного конкурента на европейском рынке. Во-первых, страна принудила Россию сократить добычу на 2,8 млн баррелей в сутки в рамках соглашения ОПЕК+, во-вторых, выиграла в ценовой войне, предложив рекордные скидки покупателям, в-третьих, вошла в капитал крупнейших энергокомпаний ЕС и обеспечивает себе закупки. Российский экспорт в апреле рухнул на 41%, а российские нефтяники теряют более 6 долларов с каждого проданного барреля.

Тактика и стратегия Эр-Рияда

Саудовская Аравия объявила ценовую войну России 6 марта, когда российская делегация отказалась сократить добычу на 300 тыс. баррелей в сутки. Эр-Рияд нарастил добычу до 12,3 млн баррелей в сутки и предложил скидку для Европы в размере 10,25 доллара от стоимости Brent. Следующим шагом Саудовская Аравия воспользовалась падением стоимости энергокомпаний и вложила 1 млрд долларов в скупку акций ключевых игроков отрасли Евросоюза

После вынужденного соглашения с Россией об ограничении добычи на 2,8 млн баррелей в сутки Эр-Рияд не отказался от скидок и начал выдавать нефть в рассрочку на три месяца 90 дней

Результат не заставил себя долго ждать: крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы, принадлежащие Shell, Total, OMV, Repsol и Cepsa перешли к закупкам дешевой саудовской нефти вместо российской. Облегчило переход то, что Arab Light и Urals имеют схожее качество и могут использоваться на НПЗ без особо сложной технической перенастройки. Это позволило Эр-Рияду увеличить поставки в Европу до 1,42 млн тонн в апреле, что вдвое больше уровня марта, сообщает агентство Argus.

Для сравнения: российские поставки упали на 41%, до 935 тыс. тонн. Так, например, Польша в марте закупила 377 тыс. тонн Urals, а в апреле 66,5 тыс. тонн. Саудовская Аравия поставила Польше 500 тыс. тонн, что на 102 тонны больше мартовских поставок. Представители европейских нефтяных компаний говорят, что Саудовская Аравия «обрабатывает» покупателей скидками и особыми предложениями. Поэтому у России не остается шансов