Найти в Дзене

Отличие реконструкции от капремонта для бухгалтера

В преддверии утверждения и в ходе обсуждения годовых отчетов предприятий у участников обществ и аффилированных лиц возникает множество вопросов к финансовой службе и, в частности, к финансовым директорам и главным бухгалтерам предприятий.

Одними из основных спорных моментов, конечно же, являются бухгалтерский и налоговый учет затрат.

И исходя из своей бухгалтерской и налоговой практики, сегодня я хотела бы затронуть тему разграничения понятий реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений.

Иногда на предприятиях происходят неприятные события: пожары, обрушения здания и другие форс-мажоры.

При этом возникает множество вопросов и задач как у руководства организации, так и у главных бухгалтеров по законодательно верной классификации понесенных затрат.

Правильное оформление первичных документов позволяет четко определить налоговую базу по налогам и избежать претензий со стороны налоговых органов.

Итак: реконструкция здания – это (основание: п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации):

- изменение параметров здания или его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение здания;

- замена и (или) восстановление его несущих строительных конструкций.

Исключение составляет замена отдельных частей конструкций на аналогичные или на те элементы, которые улучшают их показатели, а также восстановление таких элементов.

Значит, при реконструкции проводятся работы, в результате которых изменяются характеристики уже существующего здания, меняются (либо восстанавливаются) несущие конструкции здания.

Реконструкция отличается от капитального и текущего ремонта характером проводимых работ:

- при реконструкции здание может перестраиваться, в нем могут возводиться надстройки и пристройки, могут проводиться работы по замене, восстановлению несущих конструкций (основание: п. 14 ст. 1 ГрК РФ).

При капитальном ремонте здания проводится замена и (или) восстановление (основание: п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ):

- его строительных конструкций (кроме несущих) или их элементов;

- систем и сетей инженерно-технического обеспечения или их элементов;

- отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные элементы, которые улучшают их показатели, а также восстановление таких элементов.

Учет расходов на ремонт основных средств в целях налогообложения прибыли регулируются ст. 260 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль не имеет значения вид произведенного ремонта (текущий, средний или капитальный) и способ его осуществления (хозяйственный или подрядный) (основание: письмо Минфина России от 03.11.2006 г. № 03-03-04/1/718).

К реконструкции (основание: абзац 3 пункта 2 статьи 257 НК РФ) относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств с целью увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

Из анализа приведенных законодательных норм, мы видим, что основное отличие реконструкции от капитального ремонта заключается в том, что при реконструкции меняются технико-экономические показатели основного средства (к примеру, после реконструкции меняется назначение здания).

В ходе оформления замены или восстановления всех несущих конструкций здания в качестве расходов по капитальному ремонту и принятия их в целях налогообложения прибыли в текущем отчетном (налоговом)периоде в полном объеме, а не через амортизационные отчисления, существует риск не принятия таких расходов налоговыми органами и судебная перспектива решения данного вопроса.

При условии, что произведенные расходы не будут увеличивать стоимость объекта основных средств, присутствует риск занижения налоговой базы по налогу на имущество и возникновения претензий со стороны налоговых органов.

Бухгалтер и руководитель должны четко понимать, что в случае возникновения спора с налоговыми органами и решения данного спора не в пользу организации, она заплатит не только сумму недоимки по налогу на имущество, но и штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога и сумму пеней за каждый день просрочки.

Решать подобные вопросы в каждой возникающей ситуации приходится главным бухгалтерам совместно с руководителями.

При этом следует взвешивать все "за" и "против" исходя из сложившейся судебной практики.

Анализ арбитражной практики позволяет сделать вывод, что суды в вопросах разграничения расходов на ремонт и реконструкцию часто встают на сторону налогоплательщиков.

Благодарю вас за внимание, любимые мои читатели!

Будьте в курсе изменений налогового и бухгалтерского законодательства - подписывайтесь на мой канал...

Вы можете помочь каналу, сделав репост или поставив лайк. Спасибо за поддержку!

С уважением, Розалия...