В инспекции есть специальный отдел предпроверочного анализа. Незаметно для компании он исследует информацию о ней и решает, стоит ли назначать выездную проверку. Этот отдел запрашивает информацию у банков, таможенных органов, анализирует данные специальных систем. После он готовит план для выездных контролеров: сколько начислить, какие операции проверить и какие документы запросить.
В первой части расскажем, по каким критериям инспекторы отбирают компании для выездных проверок, во второй части - о новых основаниях, которые только появились у инспекторов. В основном все показатели связаны с денежными потоками компании. А бухгалтер, как никто другой, знает, каково финансовое состояние организации.
Разберем, за какими показателями следить бухгалтеру, чтобы снизить риск выездной проверки и уберечь компанию от лишнего внимания контролеров.
Когда компания попадет в план проверок
Налоговый кодекс не устанавливает, при каких условиях могут провести выездную проверку в компании. Однако приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 утверждена Концепция системы планирования выездных проверок и определены критерии, по которым отбирают компании для выездных проверок.
В Концепции не сказано, скольким критериям организация должна соответствовать, чтобы ее включили в план проверок. Поэтому инспекция может назначить выездную проверку, даже если компания попадает под один-два критерия. Пройдемся по основным критериям и рассмотрим, как их отслеживать.
Налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли или виду деятельности. Налоговики считают, что компания должна платить в среднем столько же налогов, сколько и другие организации той же отрасли. Чтобы посчитать налоговую нагрузку, сумму исчисленных налогов делят на выручку. Полученный результат сравнивают со средним уровнем налоговой нагрузки по своей отрасли за прошлый год. Посмотреть средние показатели по каждой отрасли можно на сайте ФНС в разделе «Налогообложение в Российской Федерации» - «Контрольная работа» - «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок».
Допустим, выручка строительной компании 10 млн руб. Компания за год исчислила к уплате налогов 1 255 000 руб. По данным ФНС, средняя налоговая нагрузка по строительству - 10,2 процента. Показатель налоговой нагрузки равен: 1 255 000 руб. : 10 000 000 руб. × 100% = 12,55%.
Налоговая нагрузка компании выше среднего уровня по отрасли (12,55% > 10,2%). Если налоговая нагрузка компании оказалась бы ниже среднего уровня, это повод для выездной проверки по данному критерию.
Убыток в бухгалтерской или налоговой отчетности на протяжении нескольких лет. Инспекторы уверены, компания не должна длительное время работать в убыток. Ведь цель любой коммерческой организации — получение прибыли. Если компания отражает убытки в течение двух лет, налоговики могут решить, что она занижает доходы или завышает расходы.
Значительные суммы вычетов по НДС. Безопаснее следить за долей вычетов по НДС. По мнению налоговиков, она не должна быть больше 89 процентов от НДС с продаж. Чтобы посчитать этот показатель, все вычеты за год делят на начисленный НДС за год и умножают на 100 процентов.
Если компания превысит лимит по доле вычетов, инспекторы затребуют пояснения или вызовут в инспекцию на комиссию по высокой доле вычетов.
Пример. Как рассчитать долю вычетов
Компания начислила НДС за год 6 000 000 руб.
Сумма вычетов за год составила 4 900 000 руб.
Доля вычетов составляет 81,7 процента (4 900 000 руб. : 6 000 000 руб. × 100%). Ее можно считать безопасной, так как доля меньше порогового показателя 89 процентов.
Среднемесячная зарплата одного сотрудника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности. Для инспекторов это будет причиной присмотреться к компании внимательнее. Информацию о средней зарплате можно получить на сайте службы статистики. Например, среднемесячная зарплата в области информации и связи в 2019 году составляет 66 590 руб. Значит, если компания работает в этой сфере, ей нужно ориентироваться на эту сумму.
Если компания выплачивает зарплату ниже среднеотраслевой, инспекция вправе вызвать руководителя на зарплатную комиссию. После зарплатной комиссии и налоговой проверки инспекция может сообщить о своих подозрениях трудовой инспекции или миграционной службе. А это грозит компании дополнительными проверками и штрафами.
Показатели компании близки к лимитам УСН и ЕНВД. Если организация часто приближается к предельным показателям, которые дают право применять УСН или ЕНВД, инспекторы сразу выделяют ее среди других. К примеру, лимит текущих доходов, превысив который организация теряет право на упрощенку, составляет 150 млн. руб. Если в течение года компания на УСН несколько раз приближается к этой сумме, есть вероятность, что к ней придут с проверкой.
Компания не дает пояснений инспекции о выявленных в ходе камеральных проверок ошибках или противоречиях. Если компания не хочет попасть в план проверок, лучше вступать с инспекцией в диалог. Не оставлять без ответа письма контролеров с просьбой объяснить противоречия в показателях деятельности компании.
Если не выполнить просьбу ИФНС, директора компании могут пригласить для дачи пояснений в налоговую.
Организация часто меняет свое местонахождение и переходит из одной инспекции в другую. Когда компания часто меняет свой юрадрес и, как следствие, налоговую инспекцию, это вызывает подозрения у проверяющих. Под пристальное внимание контролеров попадут компании, которые поменяли адрес более чем два раза с момента госрегистрации (приложение № 2 к Концепции).
Недобросовестные компании переезжают на новое место, чтобы не платить налоги, сменить инспекцию, отсрочить на неопределенный срок выездную проверку.
Если же компания переезжает, не преследуя цели избежать налоговую проверку, лучше запастись весомыми аргументами, чтобы обосновать перемещения. Например, это может быть окончание договора аренды или более выгодные условия аренды помещения по другому адресу. Либо иные доводы, связанные с удобством смены адреса, допустим, близкое расположение склада, железной дороги, поставщика.
Какие новые основания для проверок появились у инспекторов
В первую очередь в план проверок включают компании, которые используют незаконные схемы налоговой экономии по данным АСК НДС-2. Эта система выявляет цепочки поставщиков, в которых есть разрывы, то есть кто-то не отразил реализацию.
Покупатель не может оценить всю цепочку поставщиков. Но непосредственного контрагента безопаснее проверить. Так можно снизить вероятность проверки.
Раньше инспекторы, как правило, проверяли на выездной проверке все налоги. Теперь они чаще проводят тематические проверки, например только по НДС и налогу на прибыль. Так инспекторы поступают, если считают, что по другим налогам риски минимальны.
Если проводят тематические проверки, проверяют не три года, а только те кварталы, в которых у компании были сомнительные сделки. Например, налоговики назначают проверку по НДС за два квартала, если в этих периодах компания заявила сомнительные вычеты.
Теперь вы знаете, когда компания может попасть в план проверок.