Гюнтер Шпехт родился 13 ноября 1914 года в нижнесилезском городке Франкенштайн. Его детство и юность пришлись на очень непростое время – в Европе шла Великая война, а после ее завершения на протяжении 13 лет потерпевшую поражение Германию то и дело сотрясали тяжелейшие социальные и экономические кризисы. Эти невзгоды так или иначе ощутило на себе абсолютное большинство немцев. За время учебы в школе Гюнтер показал себя с самой лучшей стороны, выделяясь среди сверстников острым интеллектом и стремлением выполнять любое даже самое незначительное дело настолько хорошо, насколько это возможно. С такими способностями он наверняка мог добиться больших успехов почти в любой гражданской профессии, однако мечты Шпехта имели вполне конкретное направление. Как и очень многие молодые люди в те годы, он желал стать авиатором и пилотировать крылатые машины.
Эта мечта стала реальностью в 1935 году, когда Германия объявила о воссоздании своих военно-воздушных сил. По условиям Версальского договора стране запрещалось иметь боевую авиацию, но вскоре после своего прихода к власти правительство национал-социалистов в одностороннем порядке денонсировало это соглашение. Как только представилась возможность, Гюнтер поступил в летную школу и окончил ее с отличием. Умный дисциплинированный перфекционист, внимательный к проблемам своих товарищей и очень умеренный в собственных амбициях, он имел все шансы стать замечательным командиром. После окончания обучения он занял должность инструктора в авиашколе и успел передать свои знания и умения многим молодым курсантам прежде, чем новая большая война в Европе стала реальностью. 1 августа 1939 года, всего за месяц до начала боевых действий, обер-лейтенант Шпехт получил назначение в 1-ю группу эскадры ZG 26. Эта группа была укомплектована новейшими двухмоторными истребителями “Мессершмитт” Bf-110, базировалась в Фареле и прикрывала главную базу германского военного флота – Вильгельмсхафен.
Базировавшиеся в Вильгельмсхафене корабли были приоритетной целью для вражеской авиации, так что очень скоро Гюнтеру довелось испытать себя в реальном, а не учебном бою. 29 сентября одиннадцать британских бомбардировщиков из 144-й эскадрильи RAF совершили налет на порт. Первая группа из шести самолетов сумела отбомбиться, но не добилась попаданий, а следующие пять машин подверглись атаке “Мессершмиттов” эскадры ZG 26. Сражение длилось лишь четыре минуты, и за это время все пять “Хэмпденов” были сбиты, причем два из них пошли на счет Шпехта. Столь яркий дебют не являлся случайным – залогом успеха Гюнтера стал большой летный опыт, приобретенный в довоенное время. Новый случай отличиться представился 3 декабря. В тот день британцы совершили еще один налет силами 24 бомбардировщиков. Шпехт атаковал командирский "Веллингтон" лидирующего звена и добился попаданий в левый двигатель, однако и стрелок бомбардировщика Джон Джеймс Копли оказался не менее метким. Точная очередь поразила кабину немецкого истребителя, одна из пуль ударила Гюнтеру в голову и лишь огромным волевым усилием летчик смог не потерять сознание и совершить вынужденную посадку на воду. Впрочем, поврежденный британский самолет тоже потерпел аварию при посадке на своем аэродроме (никто из экипажа, к счастью, не пострадал), так что третью победу Шпехту засчитали справедливо. А вот с ранением дело обстояло хуже – в результате него авиатор полностью лишился зрения на левый глаз.
Казалось, после такой травмы о дальнейших полетах не могло идти и речи, но Гюнтер не допускал и мысли о том, чтобы расстаться с небом. Он смог убедить медицинскую комиссию, что и с одним глазом способен управлять самолетом не хуже любого другого пилота, после чего вновь получил допуск к летной службе. Свою уверенность он блестяще подтвердил делом 23 мая 1940 года в воздушном бою над Кале, сбив два британских истребителя “Спитфайр” из 92-й эскадрильи и нанеся повреждения еще одному. Но сразу после этого и сам Шпехт был сбит и ранен во второй раз – его Bf-110 попал под точный залп Энтони Чарльза Бартли. Несмотря на боль и потерю крови, германский летчик смог совершить вынужденную посадку, а затем ему оказали первую помощь и отправили на лечение в госпиталь.
Когда ас поправился, командование рассудило, что на его долю уже хватит военных приключений. С осени 1940 года Шпехт был переведен на штабную работу, а затем на должность начальника школы ночных истребителей в звании капитана. Там он занимался подготовкой курсантов до начала 1943 года, пока его боевые навыки снова не оказались востребованными. К тому времени война в небе над Европой приняла иной характер и масштаб. На сцену вышла новая грозная сила – армады тяжелых бомбардировщиков 8-й воздушной армии США. Огромные соединения, насчитывавшие сначала десятки, а затем и сотни самолетов стали регулярно совершать налеты на германские города, превращая в руины промышленные центры и жилые кварталы. Остановить такие налеты было невозможно – в лучшем случае, лишь снизить эффективность удара и нанести американцам такие потери, после которых те на какое-то время приостанавливали свои рейды. Кроме того, такая война была войной на истощение. "Летающие крепости" ходили на большой высоте, были хорошо защищены и отличались высокой прочностью конструкции. Если в прежних воздушных боях немцы могли уверенно полагаться на свое высокое мастерство и качество германской техники, то теперь даже самым опытным асам приходилось во многом уповать на везение - каждый четырехмоторный бомбардировщик имел от 10 до 13 крупнокалиберных пулеметов в поворотных установках с большими углами обстрела, а каждая американская боевая группа в составе соединения состояла из 36 машин. Это означало, что атакующих будет встречать стена огня из как минимум 360 пулеметов, стреляющих во всех направлениях. В таких условиях бортстрелки могли даже особо не целиться.
В феврале 1943 года Гюнтер Шпехт стал летчиком сил противовоздушной обороны, и уже 26-го числа одержал свою первую победу над “Летающей крепостью”. А в мае ас получил под свое командование 2-ю группу недавно сформированной эскадры JG 11. Именно на этой должности он и проявил в полной мере способности воздушного командира. В своем подразделении Шпехт установил железную дисциплину, решительно пресекая злоупотребления пилотов алкоголем и их общение с женщинами легкого поведения. Он уделял огромное внимание тактической подготовке и тщательно планировал все боевые операции. Особенное значение имела для него жизнь каждого из подчиненных – Гюнтер всегда лично водил авиагруппу в сражение, а при первых признаках усталости или недомогания кого-то из летчиков сразу давал такому человеку отдых, на время отстраняя от полетов. Результат не замедлил сказаться – до конца 1943 года группа Шпехта стала лучшей во всей эскадре и одной из лучших в ПВО Германии. Ее пилоты сбили в воздушных боях 150 американских самолетов, 16 из которых были на счету командира. Но и собственные потери оказались немалыми – за восемь месяцев 30 авиаторов погибли и еще 19 получили ранения. Командование высоко оценило заслуги Гюнтера, присвоив ему 1 января 1944 года звание майора. Подчиненные же просто боготворили командира, несмотря на всю его строгость. Служивший тогда в JG 11 ас Хайнц Кноке вспоминал:
“Шпехт - самый маленький во всей группе. Но каждый человек, который общался с ним, чувствовал его мощь. Ни один из офицеров, которых я встречал, не влиял на меня в такой степени. Он строг к себе в той же мере, что и к подчиненным, и ожидает от них поддержки спартанских методов руководства, приверженцем которых он является. Он потерял глаз во время боя в начале войны. Но даже с одним глазом он смотрит как орел. Бой сделал его таким. Точность его стрельбы поистине сверхъестественна.”
Гюнтер Шпехт продолжал участвовать в сражениях и на протяжении всего 1944 года. Он и его подчиненные отважно защищали небо Швайнфурта, Гамбурга, Ганновера, Франкфурта и других немецких городов, почти всегда вступая в бой при многократном численном превосходстве противника. За это время число сбитых Шпехтом американских и британских самолетов достигло 34, но и сам ас не раз оказывался в суровых переделках. Дважды ему приходилось совершать вынужденные посадки на тяжело поврежденном истребителе, причем в июле Гюнтер снова получил ранение в голову и снова вернулся в строй. За личный героизм и выдающиеся командирские качества 8 апреля 1944 года он был награжден высшим орденом Германии – Рыцарским Крестом, а 15 мая принял под командование всю эскадру JG 11.
Увы, Шпехту не суждено было дожить до момента окончания войны. 1 января 1945 года по приказу военного руководства главные силы германской истребительной авиации провели операцию “Боденплятте” – массированный удар по аэродромам американцев и англичан на территории Бельгии и Голландии. Неприятель понес очень большой ущерб – на атакованных базах было уничтожено около 300 и повреждено до 150 самолетов. Но из-за грубых ошибок в планировании и обеспечении операции сами Люфтваффе понесли катастрофические потери. Из вылета не вернулось 213 летчиков, которые были сбиты и погибли или попали в плен, в том числе 45 опытных асов. Одним из этих асов стал Гюнтер Шпехт, чей “Фокке-Вульф” попал под огонь американской зенитной артиллерии над аэродромом Аш в Бельгии. От потерь такого масштаба германская авиация оправиться уже не смогла.
Гюнтер Шпехт по праву считается одним из лучших воздушных командиров Второй мировой войны. Человек незаурядного ума, несокрушимой воли и большой личной отваги, он являлся безусловным авторитетом и примером для подражания у своих товарищей и вызывал чувство глубокого уважения у противника. В его судьбе, как в зеркале, отразился не только драматический путь, пройденный в те годы германскими военно-воздушными силами, но и трагедия всего поколения молодых людей, ввергнутых в пламя мирового конфликта. В историю военной авиации Гюнтер вошел как самый результативный пилот-истребитель, летавший и сражавшийся без одного глаза.
Michael Traurig