Найти в Дзене
Энергия+

Как устроен мировой рынок битума

Оглавление

Емкость мирового битумного рынка оценивается сегодня в 113 млн тонн в год и характеризуется стабильным ежегодным ростом в пределах 4%. По оценкам экспертов, в 2020 году основным потребителем битумных материалов останется дорожная отрасль — главный драйвер развития битумного рынка. На строительство дорог пойдет до 80% объема мирового производства битумов. Мировое энергетическое агентство прогнозирует увеличение протяженности дорог к 2050 году вдвое по сравнению с 2019 годом. Наиболее активное новое дорожное строительство сегодня наблюдается в развивающихся странах Юго-Восточной Азии, в Индии и Китае, а также в странах Латинской Америки. Более развитые регионы, такие как Европа или США, преимущественно ориентированы на ремонт и содержание уже существующей автодорожной сети.

Мировое потребление битума в 2014–2018 годах увеличилось на 7,6%
Мировое потребление битума в 2014–2018 годах увеличилось на 7,6%

Соответственно выстраивается и кривая спроса: на Азиатско-Тихоокеанский регион приходится 38% мирового потребления битумов. Второе место стабильно занимает Северная Америка — 24% производимых в мире битумных материалов, 16% забирает Европа, еще 10% — страны Африки и Ближневосточный регион. Битумные рынки Центральной и Южной Америки только формируются. На этот регион приходится не более 4% мирового потребления битумов.

Место на рынке

Крупнейшими поставщиками битумных материалов являются США, на чьи заводы приходится 24% мирового производства, Европа (19%), Ближний Восток и Африка (13%). Россия относительно недавно вошла в число основных мировых производителей битумов. На сегодня ее доля составляет около 5%. В этом есть немалая заслуга «Газпром нефти», которая в последнее десятилетие планомерно наращивает объемы и расширяет номенклатуру битумных материалов. По оценкам специалистов «Газпромнефть — Битумных материалов», доля компании на мировом рынке битумов на начало 2020 года составляла 2,5–2,7% (учитывая объемы активов в России, Сербии (NIS) и Казахстане), что позволило российскому производителю прочно закрепиться в топ-10 крупнейших поставщиков битумов в мире.

Теперь перед компанией стоит еще одна амбициозная задача: войти в топ-10 мировых поставщиков инновационных битумных материалов. Это высокотехнологичные битумы: полимерно-битумные вяжущие (ПБВ) и битумопроизводные продукты. Развивая экспорт в сегодняшних экономических условиях, компания делает акцент на высокомаржинальных продуктах, продажа которых дает устойчивое долгосрочное конкурентное преимущество.

Первыми зарубежными потребителями как базовых, так и премиальных битумов компании стали среднеазиатские страны постсоветского пространства. Был организован экспортный поток в Монголию, потом начались поставки в Казахстан и Киргизию. Последующее приобретение Рязанского опытного завода нефтехимических продуктов (ныне — Рязанский завод битумных материалов «Газпром нефти») и вяземской «НОВА-Брит», запуск производства ПБВ на Московском НПЗ совместно с Total, реконструкция битумного завода в Шымкенте и сертификация по европейскому стандарту битумных производств сначала вывели «Газпром нефть» в лидеры российского рынка ПБВ, а впоследствии создали очевидные предпосылки для развития экспорта. На сегодня «Газпромнефть — Битумные материалы» осуществляют поставки продукции в 57 стран мира, расположенных на четырех континентах. За рубеж отправляется до 10% всей битумной продукции компании.

Выделиться из толпы

Рынок базовых дорожных битумов — это рынок локальных производителей, которые оказываются в более выгодном положении, чем остальные игроки. Доля логистических затрат в конечной цене битума оценивается в 25%, поэтому чем ближе поставщик находится к потребителю, тем более выгодные цены он может предложить. Кроме того, зарубежные поставки российского битума могут быть ограничены, к примеру, действующим экспортным режимом, пошлиной, которая распространяется в целом на темные нефтепродукты и битум в том числе. Все это находит отражение в экспортной стратегии «Газпром нефти» в сфере битумных материалов: приоритетным направлением выбран экспорт ПБВ и битумопроизводных. Это более качественная и сложная продукция. Фактически она относится уже к следующему переделу и не облагается в России экспортными пошлинами.

-2

Кроме того, поставки высокотехнологичных битумов предполагают индивидуальную работу с клиентом, и это еще одно важное преимущество на мировом рынке. «Для многих битум — это из разряда commodities, обезличенный продукт. Таков и общепринятый мировой подход. В крупных портах, в Амстердаме или Роттердаме, установлены емкости по 20 тыс. тонн, куда сливается битум производства самых разных заводов. Потом эта смесь загружается в танкеры и отправляется потребителям. Да, для производителей это гарантированный сбыт, но ваш продукт, ваш бренд теряет лицо, — говорит руководитель направления развития новых рынков „Газпромнефть — Битумных материалов“ Антон Белошапкин. — Если дорожный битум из общего танкера лежит внизу какой-то дороги, то производитель никогда и не узнает, что с этой партией стало и где ее использовали. С ПБВ другая история — это адресный продукт, мы всегда знаем, где он находится, видим результаты его использования».

В первом случае производителю, чтобы продать свою продукцию и слиться в танкере с коллегами, нужно лишь соответствовать требованиям спецификации и рыночной цены. Во втором варианте на первое место выходит индивидуальная работа с заказчиком, подрядчиком, проектантом. Осуществляется подбор рецептур с учетом климатических и нормативных особенностей региона поставки. «Есть разные каналы сбыта, мы идем в тот, которым мы можем управлять, в котором мы будем играть главную роль, продвигать свой бренд, технологии и решения. Это интересная работа, ориентированная на будущее», — поясняет Антон Раевский.

Особый подход необходим и для развития поставок битумопроизводных продуктов, которые «Газпромнефть — БМ» выпускают под маркой «Брит». Их поставки на зарубежные рынки требуют профессионального сопровождения потребителей: подбора конкретных продуктов, обучения новым технологиям, организации регулярной доставки с локализованных складов. С этой целью компания развивает за рубежом партнерские отношения с покупателями, которые получают все необходимые знания о продуктах «Брит» и технологиях их применения. Сегодня международная партнерская сеть «Газпромнефть — БМ» обеспечивает поставки в Европе, Средней Азии и Латинской Америке.

Опытная Европа

Одним из перспективных, удобных с логистической точки зрения, но и одновременно сложных для освоения является битумный рынок Европы. Позиции «Газпром нефти» в этом регионе сильны в Чехии и Словакии. Недавно компания начала развивать экспортные поставки в страны Балтии, в основном Латвию и Литву, в прошлом году освоила рынок Польши.

Существуют две основные сложности, с которыми сталкивается компания на европейском битумном рынке. Первая — это необходимость сертификации продукции по европейским стандартам. И если для начала поставок ПБВ достаточно доказать соответствие своей продукции требованиям ЕС, то с битумопроизводными ситуация более сложная: каждый продукт требует своего отдельного сертификата с учетом области его применения и рынка.

Однако просто сертифицировать продукцию мало. Европейские потребители рассматривают сотрудничество с теми поставщиками, которые предлагают привычную им схему — горячий битум битумовозы привозят прямо к двери. А это накладывает на «Газпром нефть» обязательство по организации полной цепочки доставки. Впервые такая инфраструктура была создана в Чехии с помощью местных партнеров.

Еще один важный момент для освоения рынка — создание и поддержание репутации своей продукции. Полимерно-модифицированные битумы «Газпром нефти», по отзывам европейских потребителей, по своим характеристикам находятся в одном ряду с продукцией ведущих европейских производителей, таких как BP или Shell. «Мы предоставляем нашим потребителям комплексные поставки, конкурентные ценовые условия и оптимальный баланс между ценой и качеством. В итоге все это дает рыночную победу», — констатирует генеральный директор «Газпромнефть — Битумных материалов» Дмитрий Орлов.

Когда «Газпромнефть — Битумные материалы» начинали освоение европейского битумного рынка, он уже был сформирован и сбалансирован. У каждого производителя имеется свой круг потребителей, и втиснуться туда оказалось сложно. С одной стороны, это создает проблемы, но с другой — свидетельствует о зрелости рынка. По оценкам экспертов, в среднем в Европе на долю ПБВ приходится до 15% всего потребляемого битума. Где-то этот показатель выше, например, в Бельгии (35%), Германии (20%). Для сравнения: в России потребление ПБВ только выходит на рубеж 7–8%.

Русский асфальт в Южной Америке

При выходе на рынок Южной Америки «Газпромнефть — Битумным материалам» пришлось столкнуться с диаметрально противоположной ситуацией: хотя дорожная инфраструктура в ряде стран активно создается, потребление ПБВ в большинстве регионов было ограниченным. Поэтому специалисты российской компании начинали с азов: вели разъяснительную работу с регуляторами, продвигая более сложные технические решения с тем, чтобы дороги, в которые вкладываются власти южноамериканских стран, имели более долгий срок эксплуатации. Одновременно совместно с партнерами из числа местных компаний «Газпром нефть» создала инфраструктуру по приемке и разгрузке фасованного битума, который поставляется морем, и, самое главное, по его последующей расплавке без потери качественных характеристик. В итоге на сегодня в тех странах, где потребление ПБВ было незначительным, наращиваются объемы закупок модифицированных битумов.

Первые поставки высокотехнологичной продукции в Южную Америку «Газпром нефть» осуществила в 2015 году, а спустя год российский бренд стал заметным игроком битумного рынка региона. Сейчас компания поставляет современные вяжущие на все крупные инфраструктурные проекты, которые реализуются в Перу, Чили, Бразилии, Парагвае и Уругвае, делаются тестовые отгрузки потребителям Центральноамериканских стран — Сальвадора и Мексики. По оценкам Антона Белошапкина, на рынках ПБВ в отдельных регионах Латинской Америки доля инновационных вяжущих «Газпром нефти» в общем потреблении достигает 20–30%, и это «хороший мост на далекий континент».

Не последнюю роль в таком успехе сыграло наличие в структуре «Газпромнефть — Битумных материалов» собственной научно-исследовательской базы. Специалисты Научно-исследовательского центра битумных материалов «Газпром нефти» разрабатывают оригинальные рецептуры, учитывающие все климатические особенности регионов и условия последующей эксплуатации дорожного покрытия, помогают адаптировать производство.

США для стран Латинской Америки, естественно являются законодателями технологической моды и основными поставщиками высоких технологий. В случае с ПБВ и битумопроизводными российской компании удалось переломить этот тренд: сегодня многие потребители на собственном опыте убедились, что российские технологии зачастую превосходят американские. «Сначала наш битум в Южной Америке в шутку называли „русским асфальтом“. Потом, когда мы сформировали и открыли рынок этого региона, за нами пытались пойти многие поставщики. Но мы четко позиционировали свой бренд, отстроились от других производителей, и сегодня вся Латинская Америка знает, что тот самый высококлассный русский асфальт есть только у нас», — рассказывает Антон Белошапкин.

Дальнейшее развитие мирового рынка во многом будет зависеть от меняющейся конъюнктуры. Так, увеличение глубины переработки на европейских НПЗ приведет к уменьшению сырьевого пула для производства битума, что повлечет за собой сокращение объемов производства, либо даже полную его остановку на ряде заводов. Следствием этого может стать уход некоторых европейских производителей битумов с рынка и появление новых точек входа на него.

Заинтересовала статья? Или вам интересны другие темы? Оставляйте свои комментарии - нам важно знать ваше мнение.

Оригинал статьи и другие материалы об энергетике читайте на сайте журнала «Энергия+».