Иногда они возвращаются - первые машины. Иду, никого не трогаю. И вдруг на меня прет старая «восьмерина». И сердце сначала подскакивает вверх, а потом – резко вниз. Не от страха – от неожиданности…
Машина – точно такая же, какую я купил в 1997 году у своего знакомого, которому срочно потребовались деньги. Увидел — и глаз не смог оторвать. Ему пригнали ее из Прибалтики, а туда она попала из Англии (экспортный праворульный вариант, которому, дома перекинули руль налево)...
Ярко-красная, в спортивном пластиковом обвесе, с противотуманками в фальшрадиаторе, она завораживала, несмотря на возраст. А было ей к тому времени восемь лет, и, судя по тронутым коррозией краям колесных арок, потекам масла в моторном отсеке, изрядно затертому велюру передних сидений, засевшим в салоне «сверчкам» (хотя и новые машины, говорят, скрипели), эксплуатировали ее нещадно. Но именно потому, что я знал об этой машине буквально все, она и стала моей первой тачкой.
Вот на днях Волжский автозавод отметил 50-летие со дня выпуска своего первого автомобиля – ВАЗ-2101, прозванного в народе «копейкой». Это - самая массовая модель в истории предприятия и всего отечественного автопрома: с 1970 по 1988 год было произведено около 4,8 миллиона штук. Это, конечно, здорово. Но было кое-что круче. Это - ВАЗ-2108! Первый массовый переднеприводный автомобиль СССР, самая харзиматичная машина «АвтоВАЗа», появившаяся 36 лет назад.
Сами вазовцы называли ее «зубилом» - за резкие, рубленые линии кузова, или «фонарем» - за огромную площадь остекления. А ведь попали, что называется, в тренд: в 1978 году Fiat выпустил модель Ritmo — тоже «угловую» и тоже «квадратную» - такое видение автомобиля предложило ателье Bertone. А еще раньше, в 1974-м, появился Volkswagen Golf, «оквадраченный» дизайн-студией Джорджетто Джуджаро.
«Восьмерка» и внутри была современной: передний привод, поперечно расположенный мотор, стойки McPherson спереди и полузависимая подвеска сзади, тросовый привод сцепления, реечное рулевое управление, бесконтактная система зажигания, пластиковые энергопоглощающие бамперы, кузов «хэтчбек» — для неизбалованного советского автомобилиста это была почти космическая тачка
ВАЗ-2108 вошел в историю не только автопрома СССР, а потом и России, но и в анналы одной знаменитой немецкой фирмы. Дело в том, что инженеры Porsche помогли оптимизировать конструкцию кузова, создать новое семейство двигателей и коробку передач.
Они занимались и аэродинамикой: небольшую выштамповку над задней дверью предложили именно специалисты из Штутгарта, чтобы потоком воздуха «догрузить» задние колёса и улучшить управляемость. На высоких скоростях машина действительно стала более стабильной - немцы научили советскую машину ездить, за что она получила еще одно, очень почетное прозвище, - «русский Porsche»!
Они же посоветовали не изобретать велосипед, а применять уже зарекомендовавшие себя компоненты. Дисковые тормоза и вакуумный усилитель — это от Lucas, реечный рулевой механизм и синхронизаторы коробки передач — от ZF. Сцепление, стойки передней подвески, шарниры равных угловых скоростей, балка задней подвески тоже не совсем наши…
Кто после этого скажет, что «АвтоВАЗ» не старался сделать классный автомобиль?! И он его сделал, пусть со своими огрехами в сборке, но сделал. И показал народу в 1984 году.
«Восьмерка» комплектовалась 1,3-литровым карбюраторным мотором мощностью около 64 л.с. На моей же стоял 70-сильный агрегат объемом 1,5 литра. Так что, разговоры о довольно вялой динамике ВАЗ 2108 меня не касались. Двигатель оказался вполне себе резв, а машина, в целом, демонстрировала отличную управляемость и способность точно держать заданную траекторию.
А еще мне очень нравилась посадка. Водительское сиденье позволяло управлять машиной в вальяжной позе, откинувшись назад. И при этом — никакого дискомфорта. Позже попробовал отрегулировать подобным образом кресло на «десятке», но ничего хорошего из этого не вышло - по эргономике ВАЗ-2108 явно превосходил своего потомка.
И в поворотах моя «восьмерка» была устойчивее и как-то просторнее она была. И даже старый велюр выглядел лучше обивки сидений на новой «десятке». А обзор… Мне не нужно было боковых зеркал: оказалось, что достаточно салонного, которое, благодаря огромному заднему стеклу, становилось как бы панорамным.
Вот только грубовато в Прибалтике перекинули налево руль и педальный узел: трос сцепления перетерся и порвался, а "бублик" довольно быстро стал ходить ходуном. Однако знакомый гаражный мастер быстро и качественно устранил эти дикие косяки.
Поначалу «зубило» восприняли с недоверием. Не избалованные новыми веяниями жители СССР привыкли к классической компоновке, а тут… Мало того, что привод – передний, так еще и мотор расположен поперечно. Однако стена непонимания пала довольно быстро. ВАЗ-2108 «раскусили» и началось триумфальное шествие «восьмерки» по нашим и заграничным просторам.
Под именем Samara машина экспортировалась на Запад, в частности, в Германию, Великобританию, Францию, Бельгию. Там машину дооснащали и ездили. А бывало, что и срезали крышу и делали мягкий верх. Так в Европе появились кабриолеты Lada Natacha (Бельгия), Lada Samara Cabrio (Германия), Lada Samara Fun с кузовом ландо (Германия).
Для нашего автопрома «восьмерка» — что крейсер «Аврора» для революции – тоже «пальнула»! Ничего подобного «АвтоВАЗ» больше не выпускал. Во всех этих «десятках», «приорах», «грантах», «калинах», «ларгусах» нет и доли той харизмы, которая была у «зубила». Ну, разве что Vesta, да и то… Великий был автомобиль – ВАЗ-2108!
Фото «АвтоВАЗа», из архива автора и открытых источников