Найти тему
Александр Шеронов

Великолепное «зубило»

Иногда они возвращаются - первые машины. Иду, никого не трогаю. И вдруг на меня прет старая «восьмерина». И сердце сначала подскакивает вверх, а потом – резко вниз. Не от страха – от неожиданности…

Машина – точно такая же, какую я купил в 1997 году у своего знакомого, которому срочно потребовались деньги. Увидел — и глаз не смог оторвать. Ему пригнали ее из Прибалтики, а туда она попала из Англии (экспортный праворульный вариант, которому, дома перекинули руль налево)...

-2

Ярко-красная, в спортивном пластиковом обвесе, с противотуманками в фальшрадиаторе, она завораживала, несмотря на возраст. А было ей к тому времени восемь лет, и, судя по тронутым коррозией краям колесных арок, потекам масла в моторном отсеке, изрядно затертому велюру передних сидений, засевшим в салоне «сверчкам» (хотя и новые машины, говорят, скрипели), эксплуатировали ее нещадно. Но именно потому, что я знал об этой машине буквально все, она и стала моей первой тачкой.

-3

Вот на днях Волжский автозавод отметил 50-летие со дня выпуска своего первого автомобиля – ВАЗ-2101, прозванного в народе «копейкой». Это - самая массовая модель в истории предприятия и всего отечественного автопрома: с 1970 по 1988 год было произведено около 4,8 миллиона штук. Это, конечно, здорово. Но было кое-что круче. Это - ВАЗ-2108! Первый массовый переднеприводный автомобиль СССР, самая харзиматичная машина «АвтоВАЗа», появившаяся 36 лет назад.

-4

Сами вазовцы называли ее «зубилом» - за резкие, рубленые линии кузова, или «фонарем» - за огромную площадь остекления. А ведь попали, что называется, в тренд: в 1978 году Fiat выпустил модель Ritmo — тоже «угловую» и тоже «квадратную» - такое видение автомобиля предложило ателье Bertone. А еще раньше, в 1974-м, появился Volkswagen Golf, «оквадраченный» дизайн-студией Джорджетто Джуджаро.

Fiat Ritmo, 1978 год
Fiat Ritmo, 1978 год

«Восьмерка» и внутри была современной: передний привод, поперечно расположенный мотор, стойки McPherson спереди и полузависимая подвеска сзади, тросовый привод сцепления, реечное рулевое управление, бесконтактная система зажигания, пластиковые энергопоглощающие бамперы, кузов «хэтчбек» — для неизбалованного советского автомобилиста это была почти космическая тачка

-6

ВАЗ-2108 вошел в историю не только автопрома СССР, а потом и России, но и в анналы одной знаменитой немецкой фирмы. Дело в том, что инженеры Porsche помогли оптимизировать конструкцию кузова, создать новое семейство двигателей и коробку передач.

Porsche научил "восьмерку" ездить. Машину, которую вы видите на фото, он оставил себе на память
Porsche научил "восьмерку" ездить. Машину, которую вы видите на фото, он оставил себе на память

Они занимались и аэродинамикой: небольшую выштамповку над задней дверью предложили именно специалисты из Штутгарта, чтобы потоком воздуха «догрузить» задние колёса и улучшить управляемость. На высоких скоростях машина действительно стала более стабильной - немцы научили советскую машину ездить, за что она получила еще одно, очень почетное прозвище, - «русский Porsche»!

Они же посоветовали не изобретать велосипед, а применять уже зарекомендовавшие себя компоненты. Дисковые тормоза и вакуумный усилитель — это от Lucas, реечный рулевой механизм и синхронизаторы коробки передач — от ZF. Сцепление, стойки передней подвески, шарниры равных угловых скоростей, балка задней подвески тоже не совсем наши…

Кто после этого скажет, что «АвтоВАЗ» не старался сделать классный автомобиль?! И он его сделал, пусть со своими огрехами в сборке, но сделал. И показал народу в 1984 году.

-8

«Восьмерка» комплектовалась 1,3-литровым карбюраторным мотором мощностью около 64 л.с. На моей же стоял 70-сильный агрегат объемом 1,5 литра. Так что, разговоры о довольно вялой динамике ВАЗ 2108 меня не касались. Двигатель оказался вполне себе резв, а машина, в целом, демонстрировала отличную управляемость и способность точно держать заданную траекторию.

А еще мне очень нравилась посадка. Водительское сиденье позволяло управлять машиной в вальяжной позе, откинувшись назад. И при этом — никакого дискомфорта. Позже попробовал отрегулировать подобным образом кресло на «десятке», но ничего хорошего из этого не вышло - по эргономике ВАЗ-2108 явно превосходил своего потомка.

-9

И в поворотах моя «восьмерка» была устойчивее и как-то просторнее она была. И даже старый велюр выглядел лучше обивки сидений на новой «десятке». А обзор… Мне не нужно было боковых зеркал: оказалось, что достаточно салонного, которое, благодаря огромному заднему стеклу, становилось как бы панорамным.

Вот только грубовато в Прибалтике перекинули налево руль и педальный узел: трос сцепления перетерся и порвался, а "бублик" довольно быстро стал ходить ходуном. Однако знакомый гаражный мастер быстро и качественно устранил эти дикие косяки.

-10

Поначалу «зубило» восприняли с недоверием. Не избалованные новыми веяниями жители СССР привыкли к классической компоновке, а тут… Мало того, что привод – передний, так еще и мотор расположен поперечно. Однако стена непонимания пала довольно быстро. ВАЗ-2108 «раскусили» и началось триумфальное шествие «восьмерки» по нашим и заграничным просторам.

-11

Под именем Samara машина экспортировалась на Запад, в частности, в Германию, Великобританию, Францию, Бельгию. Там машину дооснащали и ездили. А бывало, что и срезали крышу и делали мягкий верх. Так в Европе появились кабриолеты Lada Natacha (Бельгия), Lada Samara Cabrio (Германия), Lada Samara Fun с кузовом ландо (Германия).

-12
ВАЗ-2108 в кузовах кабриолет и ландо
ВАЗ-2108 в кузовах кабриолет и ландо

Для нашего автопрома «восьмерка» — что крейсер «Аврора» для революции – тоже «пальнула»! Ничего подобного «АвтоВАЗ» больше не выпускал. Во всех этих «десятках», «приорах», «грантах», «калинах», «ларгусах» нет и доли той харизмы, которая была у «зубила». Ну, разве что Vesta, да и то… Великий был автомобиль – ВАЗ-2108!

Фото «АвтоВАЗа», из архива автора и открытых источников

Авто
5,66 млн интересуются