В статье рассмотрен наиболее эффективный подход к разработке стратегии развития компании, основанный на системе сбалансированных показателей. Приведены описание и алгоритм формирования стратегии и проектов по оптимизации бизнес-процессов.
Мониторинг и контроль операционной деятельности компании является одной из наиболее важных задач, необходимых для эффективного менеджмента. В то же время у компании должен быть четкий вектор развития, то есть, конкретные цели, которые необходимо достичь в ближайшем обозримом будущем. Разработка стратегии развития и инициирование внутренних проектов по оптимизации бизнес-процессов, направленных на достижение целевых показателей, является гарантом выживания на рынке. Однако стоит отметить, что постановка стратегический целей является основой развития компании, но не решит ваших проблем. Необходимо еще и эффективно реализовать, поставленные задачи. В этой статье мы разберем как это сделать.
Одним из наиболее эффективных методов по разработке стратегии развития компании является система сбалансированных показателей (Balanced ScoreCard или сокращенно BSC). Система сбалансированных показателей — это концепция стратегического управления организации, основанная на измерении и оценке эффективности оптимально подобранных показателей, отражающих все аспекты деятельности компании.
BSC появилась в начале 1990-х годов как концепция стратегического управления, суть которого заключается в следующем: четкое формулирование основных стратегических показателей и оценка их эффективности, формирование причинно-следственной связи между показателями (каскадирование целей); определение исполнителей и ответственных за достижение конкретных целевых показателей.
Одним из преимуществ BSC является тот факт, что деятельность компании рассматривается со стороны четырех основных "перспектив", что дает возможность сохранить баланс при формировании стратегических целей. Например, при разработке стратегии развития некоторые компании ориентируются только на финансовые показатели. Некоторые наоборот делают основной упор на анализ рынка. Третьи так погрязли в долгосрочных проектах по оптимизации бизнес-процессов, что не понимают для чего все это происходит. Поэтому создатели BSC эмпирическим путем выделили четыре основные перспективы:
- Финансы.
- Клиенты и рынок.
- Внутренние бизнес-процессы.
- Обучение и развитие.
Наглядно такие перспективы можно представить в следующем виде (рисунок №1).
В перспективе "Финансы" устанавливаются те цели, которые, в основном, интересуют акционеров или собственников бизнеса. Речь идет о таких глобальных целях как: повышение доходов компании, рост прибыли, снижение издержек производства, повышение рентабельности и прочие финансовые показатели.
Перспектива "Клиенты и рынок" ориентирована на разработку показателей, связанных с повышением лояльности клиентов, повышением числа клиентов, увеличением доли рынка, вывод на рынок нового продукта или услуги и т.д. Данная перспектива подразумевает, что при формировании финансовых показателей, в первую очередь, необходимо ориентироваться на конечного потребителя.
"Бизнес-процессы" эта перспектива предназначена для анализа и формирования целей по оптимизации видов деятельности компании, которые необходимы для успешного выполнения целей, поставленных в предыдущих перспективах.
В перспективе "Обучение и развитие" должны быть представлены цели, которые связаны с совершенствованием внутренних ресурсов организации: человеческие ресурсы, информационные ресурсы, производственные и т.д. Например, внедрение новой корпоративной информационной системы, закупка оборудования, обучение сотрудников, привлечение новых сотрудников и т.д.
Система сбалансированных показателей формируется, в среднем, на 3-5 лет, однако, ключевые показатели эффективности каждой, поставленной цели, должны измеряться и корректироваться ежегодно. В принципе, если у вас в компании отсутствуют глобальные проекты развития, которые длятся по несколько лет, то BSC можно формировать ежегодно.
Рассмотрим пример того, как наглядно выглядит система сбалансированных показателей (рисунок №2).
К каждой стратегической цели необходимо сформировать показатель эффективности, посредством которого будет осуществляться мониторинг и контроль реализации. При постановки стратегический целей необходимо руководствоваться принципом SMART, то есть, цели должны быть:
- Конкретными.
- Достижимыми.
- Согласованными.
- Измеримыми.
- Ограниченными по времени.
Каскад стратегических целей, по сути, является каскадом проектов, которыми необходимо управлять и контролировать. Управление внутренними проектами развития и оптимизации бизнес-процессов рассмотрим в следующих статьях.
В завершении хотел бы отметить следующее. При внедрении у себя в компании системы сбалансированных показателей вы концентрируете внимание на контроле за достижением важных стратегических показателей. Сформирован и согласован каскад целей/внутренних проектов, необходимых для достижения верхнеуровневых показателях. Определены ответственные исполнители за достижение каждой цели. Все участники бизнес-процессов знают что нужно делать и в каком направлении движется компания.