С детских лет я пытался понять: почему же Красная Армия в первые месяцы войны терпела от немцев такие сокрушительные поражения? Официальная советская пропаганда через школу, книги и фильмы твердила нам, что немцы вторглись внезапно, ночью, без объявления войны, вероломно, нарушив договор о ненападении. К тому же они имели опыт ведения войны в Европе, собрали огромную армию, превосходившую нас по численности личного состава, по количеству авиации, танков, артиллерийских орудий. А их танки и самолеты были новейших образцов и превосходили по всем параметрам устаревшие танки и самолеты Красной Армии… Однако прошли годы, и выяснилось, что все это не совсем так, а многое даже совсем не так...
Но больше всего меня удивляло указание Сталина "не поддаваться на провокации". А зачем собственно немцам провоцировать советских военных? Ведь если Гитлер решил напасть на СССР, он все равно нападет. А если он собрал на советской границе полторы сотни немецких дивизий с другой целью, то будет осуществлять эту другую цель. Но что это за "другая цель"??? Разве могли немцы сконцентрировать на нашей границе такую огромную группировку не для нападения на СССР, а для каких-то других целей???
Далее я приведу цитату из книги историка Михаила Ивановича Мельтюхова "Упущенный шанс Сталина...":
"Развернувшаяся после оккупации Балкан кампания в западной прессе о подготовке наступления Германии на Ближнем Востоке позволяла Берлину представить сосредоточение войск на Востоке одним из его этапов{962}. По свидетельству Г.К. Жукова, 11 июня 1941 г. в ответ на просьбу военных разрешить привести войска западных приграничных округов в полную боевую готовность Сталин заявил, что "для ведения большой войны с нами немцам, во-первых, нужна нефть и они должны сначала завоевать ее, а во-вторых, им необходимо ликвидировать Западный фронт, высадиться в Англии или заключить с ней мир". Для большей убедительности Сталин подошел к карте и, показав на Ближний Восток, заявил; "Вот куда они (немцы) пойдут"{963}."
При этом Мельтюхов ссылается на доктора исторических наук, журналиста Виктора Александровича Анфилова, который лично брал интервью у маршала Жукова и поместил его в своей книге "Незабываемый сорок первый".
Следовательно, в июне 1941 года Сталин был уверен, что немцы не станут нападать на СССР, а пойдут на Ближний Восток? Но есть ли другие подтверждения этой версии? Да, есть. Читаем книгу маршала Василевского «Дело всей жизни»:
"В чем причины столь крупного просчета этого опытного и дальновидного государственного деятеля? Прежде всего в том, что наши разведорганы, как справедливо отмечает в своих воспоминаниях Г. К. Жуков, не смогли в полной мере объективно оценивать поступавшую информацию о военных приготовлениях фашистской Германии и честно, по-партийному, докладывать ее И. В. Сталину. Я не буду касаться всех аспектов такого положения, они в основном известны. Остановлюсь лишь на том, что в этом, видимо, сыграла свою роль и некоторая обособленность разведуправления от аппарата Генштаба. Начальник разведуправления, являясь одновременно и заместителем наркома обороны, предпочитал выходить с докладом о разведданных непосредственно на Сталина, минуя начальника Генштаба. Если бы Г. К. Жуков был в курсе всей важнейшей развединформации, при его положении и характере, он, наверное, смог бы делать более точные выводы из нее и более авторитетно представлять эти выводы И. В. Сталину и тем самым в какой-то мере повлиять на убеждение [109] И. В. Сталина, что мы в состоянии оттянуть сроки начала войны, что Германия не решится воевать на два фронта - на Западе и на Востоке."
Итак, маршал Василевский подтверждает: Сталин действительно был убежден, что Германия не решится воевать на два фронта и не нападет на СССР до победы над Англией. Но неужели Сталин верил, что собравшиеся на территории Польши немецкие дивизии двинутся на Ближний Восток воевать с англичанами в британских колониях??? Увы, верил. И даже предлагал Гитлеру транспортные услуги. Валентин Бережков в 1941 году накануне войны работал переводчиком в советском посольстве в Берлине. В 1996 году он написал книгу воспоминаний под названием «Я мог убить Сталина». Вот цитата из этой книги:
"21 июня 1941 года получили телеграмму от Сталина. Он опять предлагает встречу с Гитлером. Он понимает: война принесет несчастье двум народам, и, чтобы избежать этого, нужно немедленно начать переговоры, выслушать германские претензии. Он был готов на большие уступки: транзит немецких войск через нашу территорию в Афганистан, Иран, передача части земель бывшей Польши."
Но почему же Бережков написал об этом только в 1996 году – через полвека после окончания войны? Почему не рассказывал об этом раньше? 1996 год – это год переизбрания Ельцина на второй срок. После этого бывший переводчик мог уже не опасаться, что коммунисты вернутся к власти и расценят его воспоминания как предательство.
Ну а что же сами немцы? Как они относились к идее ближневосточного похода? По крайней мере такую идею они не исключали. В России опубликованы отрывки из дневника немецкого генерала Готхарда Хейнрици. Из письма жене 21 июня 1941 г., написанного из Польши:
"...Когда отправится это письмо, начнется новая кампания. Мы должны обезвредить соседа, который мог стать для нас опасен, если мы бы выступили против Англии — на Суэцком ли канале или напав на остров. Далее, поход должен дать нам сельскохозяйственные районы, которые в состоянии произвести столько, чтобы прокормить всю Европу. Последнее, вероятно, главная забота, после того как Америка неофициально уже находится с нами в состоянии войны. В известной степени, конечно, играет роль и мировоззренческое противостояние. Как проявит себя новый враг, никто не знает. Во время финской войны его командование показало свою слабость. Рядовой боец, как и в Первую мировую войну, изначально вовсе не слабый противник. Говорят, что боевой дух там вполне на высоте. Уже несколько недель мимо нас везут огромное количество солдат и военной техники. Развертывание боевого потенциала в огромных масштабах. Есть надежда, что всё решится быстро. Желательно, чтобы так и получилось..."
Можно подвести итоги. Сталин совершил серьезную ошибку, понадеявшись на то, что немецкие войска из Польши двинутся на Ближний Восток. Эта ошибка дорого стоила русскому народу и другим народам СССР.