Экономика Китая – первая, которая преодолела удар COVID-19. Количество заболевших стремится к нулю, а регистрируемые новые случаи в основном относятся к завезенным из других стран.
С этой точки зрения Китай опережает весь мир на 2–3 месяца.
Экономические показатели внушают хотя и сдержанный, но все же оптимизм. Индекс деловой активности вырос к марту 2020 года на 45% – до значения 52 пункта. Это даже выше показателя марта 2019 года в 50,5 пункта. Индекс восстановления деловой активности, подготовленный в рамках проекта Trivium National Business Activity Index, свидетельствует о том, что производство вернулось в среднем на уровень 78,2% от обычного показателя. В крупнейших экспортных зонах производство и вовсе уже вышло на 100% от докризисного уровня. По заявлениям министерства промышленности и информационных технологий КНР, крупные предприятия страны восстановили работу на 98%, малый и средний бизнес загружен на 76%. Здесь, конечно же, стоит сделать поправку на частые завышения показателей официальной статистикой, однако тренд налицо – экономическая активность медленно, но верно восстанавливается.
Хорошую динамику также показывают экономические индикаторы, которые премьер КНР Ли Кэцян называет ключевыми: потребление электроэнергии, банковское кредитование и железнодорожные перевозки. Эти показатели избавлены от ошибок китайской статистики. Так, потребление электроэнергии в КНР выросло на 1,8% в первой половине апреля по сравнению с падением в марте и феврале на 4,2% и 10,1% соответственно. Банковское кредитование за 3 месяца достигло исторического максимума, превысив 7 трлн юаней, что во многом объясняется мерами господдержки. Правда, железнодорожные перевозки сократились в марте на 0,44% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
В общем, краткосрочные показатели выглядят достаточно уверенно. Однако макроэкономические индикаторы все же сохраняют тревожные значения. Так, ВВП Китая в годовом выражении упал на 6,8% в I квартале 2020 года. Это худший показатель со времен социально-экономических потрясений эпохи Мао Цзэдуна. Прогнозы роста китайской экономики по итогам года также понижены с 6 до 4% (по данным Национального статистического бюро КНР) или даже до пессимистичных 2,3% (по оценке Всемирного банка). Это уже структурный вызов для экономики Китая. При этом текущий кризис является в первую очередь кризисом спроса. Китайская экономика способна нарастить производство сравнительно быстро. Но сможет ли внутренний рынок потребить этот объем? На глобальный спрос пока не стоит рассчитывать.