Перед войной в СССР конструктор Москалев в своем ОКБ-31 создал любопытный самолет москитный истребитель-перехватчик САМ-13, у него были два мотора Рено по 220 л. с., вооружаться машина должна была 4 пулеметами Ультра-ШКАС.
Она имела необычную компоновку, двигатели располагались по тандемной схеме "тяни-толкай" спереди и сзади кабины, сам самолет был двухбалочный.
Была создана боевая машина, которая несмотря на слабые двигатели имела небольшую стоимость и высокие летно-технические характеристики и могла претендовать на серийное производство.
И все же самолет по предложению 7-го опытного главка НКАП все же перевели в разряд экспериментальных, скорее всего считали, что два слабых мотора для современного истребителя недостаточны. Двигатели МВ-6 которые выпускались по французской лицензии в Воронеже на заводе № 16 были низкокачественными.
Хотя на самолет могли поставить и более мощные и надежные двигатели.
А пока ставили слабые моторы, чтобы уменьшить лобовое сопротивление движки расположили тандемом. Такое расположение двигателей в авиации применялось в частности на самолете Фоккер Д-23.
Разработки в СССР и Голландии шли параллельно, сам конструктор Москалев о Фоккере узнал только во время войны. Полетные испытания планировались на 2 месяца раньше, чем у Фоккера.
Все в конструкторском бюро работали с воодушевлением, все хотели дать стране хороший самолет.
В конце 1939 г. утверждают макет САМ-13, макетная комиссия основываясь на продувке самолета в аэродинамической трубе сомневалась, что такой самолетик мог достигать скорости 700 км/ч, такая скорость получалась из-за наличия наддува и небольших потерь КПД заднего винта.
К тому же на первом самолете решили поставить не МВ-6, а моторы Рено с наддувом и изменяемым шагом винта.
В 1939 г. самолет был построен и весной 1940 г. подготовлен к заводским испытаниям. Больше всего занимала проблема надежности уборки шасси, которую все же решили.
На заводские испытания прибыл представитель 7-го опытного главка, а от ЦАГИ научный сотрудник, который хотел изучить поведение шасси с носовым колесом.
После рулежки и подлетов летчик-испытатель Фиксон поднял машину в воздух. По приблизительным подсчетам у земли с выпущенными шасси самолет разгонялся до 560 км/ч. На высоте он должен был развивать скорость до 700 км/ч.
Вскоре из Москвы было получено распоряжение проверить крылья и оперение на флаттер в ЦАГИ, от слов, что положительное заключение от ЦАГИ по флаттеру уже есть воздействия не возымело. Проведение испытаний экспериментального самолета возложили на ЦАГИ.
В ЦАГИ испытали самолет на флаттер и выяснили, что как и раньше машина должна летать без вибрации на скоростях до 800 км/ч.
Начальник 7-го управления как будто специально затормозил испытания САМ-13, теперь самолет приказали засунуть в натурную аэродинамическую трубу с высокой скоростью потока, куда машина могла влезть.
САМ-13 должен был испытываться с летчиком и включенными моторами, посчитали, что флаттер можно определить в трубе. Испытания в трубе заканчивались к весне 1941 г., выяснили, что скорость была близка к расчетной.
Но все же самолет решили зарубить. В конце мая 1941 г. Москалева вызвал заместитель наркома А. Яковлев и сообщил, что САМ-13 снята с испытаний по решению правительства.
Якобы четырех пулеметный самолет имел слабое вооружения для грядущей войны. Москалев настаивал на доведении испытаний в воздухе до конца. Он говорил, что схема САМ-13 была интересной, с хорошими летно-техническими данными. Кроме того, на самолет можно поставить более мощные моторы. Яковлев ответил, что нечего заниматься малополезными полетами и предупредил, что жалобы могут навредить самому Москалеву.
Интересен и другой факт другой конструктор Г. М. Бериев уже предлагал Яковлеву скоростной самолет такой же схемы, но с более мощными моторами и пушками. А Яковлев ответил, что такую машину уже сделал Москалев.
После войны кто-то предпринял попытку уничтожить документацию москалевского ОКБ-31, не передавая их в мемориальный музей ЦАГИ.
За границей в 1968 г. были опубликованы статьи о москалевском САМ-13. Англичане использовали подобную схему в истребителях "Вампир" и "Веном".
Так и был загублен дешевый скоростной истребитель Москалева, а на фронте летали уступающие ему в скорости Як-1, ЛаГГ-3, И-16.
Спасибо за прочтение