Выкладываю вторую часть материалов по работе с информационными просьбами. Обращаю ваше внимание, что все вопросы в ABA считаются разновидностью просьбы (манд, деманд).
На 90% работа с информационными просьбами совпадает с обычными, базовыми, типа: кукла, мячик, печенье. Метод, который применяется при обучении всем без исключения просьбам называется "случайное обучение" и описан в книге: Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА). Мелешкевич Ольга, Юлия Эрц. Глава 6 "Метод случайного обучения".
Этот метод делится на два варианта: ожидание инициативы от ребенка (когда сам захочет попросить) и формирование условий, вызывающих такую инициативу (он не хотел, но в результате ваших манипуляций вдруг захотел).
Если ваш ребенок проявляет к чему-то искренний интерес, и туда можно вставить просьбу об информации, - обучайте таким просьбам по ситуации.
Дальше речь пойдет о том, как искусственно создать такие условия, чтобы ребенок спрашивал.
Итак для успешного закрепления информационной просьбы важны:
- инициативна ребенка;
- естественность (ребенок не должен понимать, что происходящее вами подстроено);
- полная речевая подсказка (она должна постепенно исчезнуть);
- поощрение, которое ребенок получает якобы не за выполнение задания, а "просто так" (но, на самом деле, как раз за то, что задал вопрос)*.
Приведенные ситуации не универсальны, вы сам должны придумать, что интересует вашего ребенка и какую ситуацию ему создать. Мы, например, разбираем сумки с покупками, тренируя вопросы: "что?" и "где?". Ситуация должна быть интересна и приятна конкретно для вашего ребенка. Приветствуется использование специальных интересов. Неприемлемы вещи, вызывающие страх или слезы.
Важно: эти тренинги для говорящих детей, с их помощью нельзя запускать речь, также нельзя допускать, чтобы эта речевая новая реакция полностью заменила аналогичную, но без вопроса.
Высший пилотаж, чтобы реакции "дай ложку" и "где ложка" присутствовали в речи ребенка. Чтобы ребенок и отвечал на вопросы, и умел их задавать.
Что?
1. Как будто занятия. Взять непрозрачный мешок/пакет/сумку с интересными для ребенка игрушками, книжками, предметами, потрясти перед ребенком. Когда ребенок заинтересуется, дать подсказку: "что это?" или "что в пакете?". Показать предметы по одному. Ребенок должен назвать предметы из пакета, а про неизвестные спросить: "Что это?"
Поощрением может быть игра с предметами/любимый мультик или музыка ("Позанимались, а теперь мультик"). У меня самое большое поощрение поиграть с предметами в конце занятия. Всякие мультики меркнут перед штангенциркулем.
2. Как будто сказать. Сказать ребенку что-то очень тихо, неразборчиво но так, чтобы привлечь его внимание. Если ребенку интересно, следует подсказка: "Что ты сказал" или "Что?"
Ответ: "Я сказал, что у меня есть конфеты". Дайте конфету.
3. Трясти непрозрачный контейнер. Если ребенок заинтересуется, дать подсказку: "Что внутри?". Скажите, что лежит в контейнере, отдайте это ребенку.
4. Поменять звонок сотового телефона. Когда телефон зазвонит, а ребенок заинтересуется, дайте подсказку: "Что шумит?" Дайте ребенку поиграть с телефоном.
5. Попросите человека пошуметь в соседней комнате, если ребенок заинтересуется дайте подсказку: "Что за шум?"
Ответ: "Там твой брат/бабушка/папа играет с бубном/барабаном/машинкой, пойдем играть к нему".
Где?
1. Дать закрытую прозрачную коробку , в которой лежит поощрение сказать: "Это тебе" и так - несколько раз. Потом дать пустую коробку, сказать: "У меня есть конфета". Если ребенок будет искать дайте подсказку: "Где", сказать она под столом. Там должен быть второй контейнер с конфетой.
2.Приготовьте/купить любимую еду ребенка. Убрать из нее какую то важную часть, о которой ребенок обязательно попросит: колбасу из хлеба, соус из макарон, гамбургер из хэпи-мила. Когда ребенок заинтересуется, дать подсказку: "Где?" Ответ должен быть как можно более натуральным: извини, забыла положить, гамбургер в моем пакете и т.п.
3. Спрячте мотивационный предмет, который ребенок часто использует: любимую игрушку, планшет, мобильник, а также привычный ему предмет о котором он спросит: рюкзак, сумку , ботинки и т.п.
Тут важно правильно выбрать предмет. Например, мой ребенок может спокойно выйти на улицу почти голым, если я не прослежу. Поэтому я позову его пить чай на балкон и спрячу всю одежду.
Когда ребенок будет искать свои вещи, дайте подсказку: "Где моя одежда?"
Скажите: "В шкафу", "На вешалке", "На стуле" и т.п.
4. Уберите игрушки из коробки. Когда ребенок захочет ими поиграть, дайте подсказку: "Где игрушки?" Скажите: "Они в шкафу/в ванной: я их мыла" и т. п..
5. Пригласите ребенка за стол поесть или поиграть. Уберите стул. Дайте подсказку: "Где мой стул?"
6. Дайте ребенку жидкий десерт без ложки, дайте подсказку: "Где ложка?"
7. Во время рисования/аппликации лепки спрячте клей/краски/ножницы/бумагу. Подскажите: "Где..." верните предмет.
Почему?
Удивляйте ребенка своим нелепым поведением и нарушением привычного распорядка.
1. Поставьте стул на стол, пока ребенок этого не видит. Пригласите сесть. Когда ребенок возвращается к столу, подскажите: Почему стул там?
Ответ: "Я убрался под столом. Смотри, что я для тебя нашел". (дать ребенку поощрение).
2. Во время занятий неожиданно оденьтесь, дайте подсказку. "Почему ты одеваешься?" Ответ: "Потому что мы идем в кафе/гулять и т.п." Отправляйтесь гулять
3. Во время занятий отправьте ребенка мыть руки. Подскажите: "Почему?" "Потому что ты сейчас будешь есть..." (что-нибудь вкусное).
4. Выключить свет в комнате. Дать подсказку: "Почему ты выключил свет". "Потому, что у нас есть игрушки". Дать фонгарик/проектор/светящийся шарик.
5. Незаметно вставьте неработающие батарейки в игрушку ребенка. Когда он будет пытаться ее включить, дайте подсказку: "Почему не работает?"
Ответ: " Потому что нужные новые батарейки". Замените батарейки вместе с ребенком.
6. Во время одевания оденьте какую-нибудь вещь ребенка на себя. Подскажите: "Почему". Превратите все в шутливую игру. Например, сделайте собаку из носка.
Следующая часть вопросов : как, какой и когда будет в другой раз
- В обучении неинформационным просьбам поощрением является тот предмет, о котором спрашивает ребенок. В информационных можно придумывать дополнительные поощрения.