Найти тему

Учим ребенка задавать вопросы что, где, почему

Выкладываю вторую часть материалов по работе с информационными просьбами. Обращаю ваше внимание, что все вопросы в ABA считаются разновидностью просьбы (манд, деманд).

На 90% работа с информационными просьбами совпадает с обычными, базовыми, типа: кукла, мячик, печенье. Метод, который применяется при обучении всем без исключения просьбам называется "случайное обучение" и описан в книге: Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА). Мелешкевич Ольга, Юлия Эрц. Глава 6 "Метод случайного обучения".

Этот метод делится на два варианта: ожидание инициативы от ребенка (когда сам захочет попросить) и формирование условий, вызывающих такую инициативу (он не хотел, но в результате ваших манипуляций вдруг захотел).

Если ваш ребенок проявляет к чему-то искренний интерес, и туда можно вставить просьбу об информации, - обучайте таким просьбам по ситуации.

Дальше речь пойдет о том, как искусственно создать такие условия, чтобы ребенок спрашивал.

Итак для успешного закрепления информационной просьбы важны:

- инициативна ребенка;

- естественность (ребенок не должен понимать, что происходящее вами подстроено);

- полная речевая подсказка (она должна постепенно исчезнуть);

- поощрение, которое ребенок получает якобы не за выполнение задания, а "просто так" (но, на самом деле, как раз за то, что задал вопрос)*.

Приведенные ситуации не универсальны, вы сам должны придумать, что интересует вашего ребенка и какую ситуацию ему создать. Мы, например, разбираем сумки с покупками, тренируя вопросы: "что?" и "где?". Ситуация должна быть интересна и приятна конкретно для вашего ребенка. Приветствуется использование специальных интересов. Неприемлемы вещи, вызывающие страх или слезы.

Важно: эти тренинги для говорящих детей, с их помощью нельзя запускать речь, также нельзя допускать, чтобы эта речевая новая реакция полностью заменила аналогичную, но без вопроса.

Высший пилотаж, чтобы реакции "дай ложку" и "где ложка" присутствовали в речи ребенка. Чтобы ребенок и отвечал на вопросы, и умел их задавать.

Что?

1. Как будто занятия. Взять непрозрачный мешок/пакет/сумку с интересными для ребенка игрушками, книжками, предметами, потрясти перед ребенком. Когда ребенок заинтересуется, дать подсказку: "что это?" или "что в пакете?". Показать предметы по одному. Ребенок должен назвать предметы из пакета, а про неизвестные спросить: "Что это?"

Поощрением может быть игра с предметами/любимый мультик или музыка ("Позанимались, а теперь мультик"). У меня самое большое поощрение поиграть с предметами в конце занятия. Всякие мультики меркнут перед штангенциркулем.

2. Как будто сказать. Сказать ребенку что-то очень тихо, неразборчиво но так, чтобы привлечь его внимание. Если ребенку интересно, следует подсказка: "Что ты сказал" или "Что?"

Ответ: "Я сказал, что у меня есть конфеты". Дайте конфету.

3. Трясти непрозрачный контейнер. Если ребенок заинтересуется, дать подсказку: "Что внутри?". Скажите, что лежит в контейнере, отдайте это ребенку.

4. Поменять звонок сотового телефона. Когда телефон зазвонит, а ребенок заинтересуется, дайте подсказку: "Что шумит?" Дайте ребенку поиграть с телефоном.

5. Попросите человека пошуметь в соседней комнате, если ребенок заинтересуется дайте подсказку: "Что за шум?"

Ответ: "Там твой брат/бабушка/папа играет с бубном/барабаном/машинкой, пойдем играть к нему".

Где?

1. Дать закрытую прозрачную коробку , в которой лежит поощрение сказать: "Это тебе" и так - несколько раз. Потом дать пустую коробку, сказать: "У меня есть конфета". Если ребенок будет искать дайте подсказку: "Где", сказать она под столом. Там должен быть второй контейнер с конфетой.

2.Приготовьте/купить любимую еду ребенка. Убрать из нее какую то важную часть, о которой ребенок обязательно попросит: колбасу из хлеба, соус из макарон, гамбургер из хэпи-мила. Когда ребенок заинтересуется, дать подсказку: "Где?" Ответ должен быть как можно более натуральным: извини, забыла положить, гамбургер в моем пакете и т.п.

3. Спрячте мотивационный предмет, который ребенок часто использует: любимую игрушку, планшет, мобильник, а также привычный ему предмет о котором он спросит: рюкзак, сумку , ботинки и т.п.

Тут важно правильно выбрать предмет. Например, мой ребенок может спокойно выйти на улицу почти голым, если я не прослежу. Поэтому я позову его пить чай на балкон и спрячу всю одежду.

Когда ребенок будет искать свои вещи, дайте подсказку: "Где моя одежда?"

Скажите: "В шкафу", "На вешалке", "На стуле" и т.п.

4. Уберите игрушки из коробки. Когда ребенок захочет ими поиграть, дайте подсказку: "Где игрушки?" Скажите: "Они в шкафу/в ванной: я их мыла" и т. п..

5. Пригласите ребенка за стол поесть или поиграть. Уберите стул. Дайте подсказку: "Где мой стул?"

6. Дайте ребенку жидкий десерт без ложки, дайте подсказку: "Где ложка?"

7. Во время рисования/аппликации лепки спрячте клей/краски/ножницы/бумагу. Подскажите: "Где..." верните предмет.

Почему?

Удивляйте ребенка своим нелепым поведением и нарушением привычного распорядка.

1. Поставьте стул на стол, пока ребенок этого не видит. Пригласите сесть. Когда ребенок возвращается к столу, подскажите: Почему стул там?

Ответ: "Я убрался под столом. Смотри, что я для тебя нашел". (дать ребенку поощрение).

2. Во время занятий неожиданно оденьтесь, дайте подсказку. "Почему ты одеваешься?" Ответ: "Потому что мы идем в кафе/гулять и т.п." Отправляйтесь гулять

3. Во время занятий отправьте ребенка мыть руки. Подскажите: "Почему?" "Потому что ты сейчас будешь есть..." (что-нибудь вкусное).

4. Выключить свет в комнате. Дать подсказку: "Почему ты выключил свет". "Потому, что у нас есть игрушки". Дать фонгарик/проектор/светящийся шарик.

5. Незаметно вставьте неработающие батарейки в игрушку ребенка. Когда он будет пытаться ее включить, дайте подсказку: "Почему не работает?"

Ответ: " Потому что нужные новые батарейки". Замените батарейки вместе с ребенком.

6. Во время одевания оденьте какую-нибудь вещь ребенка на себя. Подскажите: "Почему". Превратите все в шутливую игру. Например, сделайте собаку из носка.

Следующая часть вопросов : как, какой и когда будет в другой раз

  • В обучении неинформационным просьбам поощрением является тот предмет, о котором спрашивает ребенок. В информационных можно придумывать дополнительные поощрения.